Очередная киноподборка по реквестами читателей. На очереди следующий запрос:
как насчёт интересной современной инди-фантастики, снятой энтузиастами за копейки?
Скажу сразу, золотой век кинофантастики, как высокобюджетной, так и независимой пришелся на 80-е и 90-е годы прошлого столетия. В 2000-е интересные вещи еще появлялись, а в 2010-е все стало совсем плохо. Стоит пояснить почему. Фантастика имеет дело с вероятным, но невозможным здесь и сейчас, всегда оставаясь отражение того мира, в котором написана/снята. Чтобы понять, насколько деградировало изменилось общество за последние 25-30 лет, стоит обратить внимание на 2 фильма о временных петлях: классический "День сурка" и вышедший этим летом "Палм-Спрингс". При том, что оба фильма круто сняты, их идейное наполнение практически не сопоставимо. Если герой Билла Мюррея сначала пускается во все тяжкие, чтобы ближе к финалу потратить свое бесконечное время, чтобы научиться чему-то новому, как-то прокачаться, попробовать измениться, то персонажи фильма "Палм-Спрингс" до этой мысли так и не доходят. Как прожигали свою жизнь в петле времени в начале фильма, так и продолжают этим заниматься в финальных кадрах, вырвавшись из нее. Причем, это касается всей троицы застрявших во времени персонажей. Морализаторство "Дня сурка" выглядит в разы лучше пустоты "Палм-Спрингса".
То же самое можно сказать о всей современной фантастике, как крупнобюджетной, так и представленной ниже независимой. Интересные идеи есть, любопытные способы подать историю тоже, но вот месседж в широком смысле отсутствует.
Каждый из них в чем-то интересен, но рекомендовать их к просмотру я бы не стал. По этой же причине список получился коротким и не самым оригинальным, в отличие от других текстов на канале.
6 независимых Sci-Fi фильмов 2010-х
Монстры (Monsters), 2010, режиссер - Гарет Эдвардс
Самый известный инди-сайфай прошлого десятилетия, снятый всего за 500 тысяч долларов на ручную камеру. Этот фильм демонстрирует почти все проблемы современной независмой фантастики. Во-первых, в нем есть интересная концепция, но очень скучная история. Во-вторых, персонажи фильма настолько схематичны, что актерам практически нечего играть. В-третьих, после премьеры "Монстров" их создатель Гарет Эдвардс ушел в Голливуд снимать "Годзиллу" и "Звездные войны". То есть "Монстры" - это де-факто ролик, рекламирующий режиссера, а не цельное произведение.
Пушки дхармы (Dharma Guns (La succession Starkov)), 2010, режиссер - Франсуа Жак-Оссанг
В большей степени арт-кино, чем независимая фантастика. Но по формальным признакам подходит: снята за копейки, а Жак-Оссанг несмотря на небольшую фанбазу до сих пор проходит скорее по рееестру энтузиастов, чем маститых авторов артхауса. Концептуально "Пушки дхармы" похожи на "Альфавиль" - это чернобелая ретроантиутопия.
Шепчущий во тьме (The Whisperer in Darkness), 2011, режиссер - Шон Брэнни
Если "Монстры" - это шоурил Гарета Эдвардса, то экранизация космического хоррора Лавкрафта представляет собой близкий к идеалу фан-фильм. Видно, что авторы фанатеют от текста Лавкрафта, но бюджета и таланта хватает только на неплохую иллюстрацию оригинала. И да, "Шепчущий во тьме" - самый сайфайный из всех текстов Лавкрафта, так что это не только ужасы, но и фантастика.
Связь (Coherence), 2013, режиссер - Джеймс Уорд Биркит
Снятая за 50 тысяч долларов, куда уж безбюджетней, фантастика о парадоксах путешествий во времени. Ставка сделана на запутанный сюжет и относительную "научность". Интересных персонажей и хорошего саспенса, которые бы фильму явно не помешали, ощутимо не достает.
Примесь (Upstream Color), 2013, режиссер - Шейн Каррут
Фильм Каррута снят за те же 50 тысяч долларов, что и "Связь", и имеет аналогичные проблемы. Запутанный сюжет, предельный интелектуализм и "ничего сердцу". Если фильмы Дэвида Линча хочется распутывать и разбирать, то работы Каррута подобного желание не вызывают. Слишком условны и абстрактны.
Турбо пацан (Turbo Kid), 2015, режиссеры - Франсуа Симар, Анук Висселль, Йоанн-Карл Висселль
Очередной оммаж 80-е, находящийся примерно в той же "весовой" категории, что и "Кунг Фьюри" и отчасти "Железное небо". Представляет собой подростковый постапокалиптический экшн. Единственным, что поднимает фиббм над уровнем обычного фанфика - Майкл Айронсайд в роли главного злодея.
PS. Из релевантных запросу фильмов стоит упомянуть "Паранормальное" (2017), "Европа" (2012) и мексиканский "Инцидент" (2014). Но их не смотрел, поэтому ничего определенного не скажу.