Найти тему
Иль Аб.

Почему православные священники считают чревоугодие самым опасным грехом

В православии имеется целый список грехов, относящихся к так называемым смертным. Но даже среди них многие священники выделяют чревоугодие как самое опасное. Но чем же «объедаловка» могла так напугать старцев и богословов, как прошлого, так и настоящего?

Еще Иоанн Кассиан Римлянин утверждал, что человек в первую очередь должен бороться с чревоугодием. Вот что он писал: «Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается».

«Людское чрево (тело) является для человека самым злым другом и добрым врагом. Лукавая плоть всегда готова предать душу Диаволу за медные гроши низменных наслаждений». Это слова архимандрита Рафаила (Карелина). По мнению священника, чревоугодие является победой тела над духом.

По словам протоиерея Сергия (Филимонов), Сатана пытается сделать чревоугодие нормой жизни, так сказать «обеливает» данный грех в глазах людей. И к слову сказать, у врага человечества довольно успешно все получается. По крайней мере, в последнее время среди людей продвигается мнение, что в чревоугодие нет ничего опасного. Ну что плохого в том, что ты усладишь себя чем-то вкусненьким, ведь жизнь так коротка.

Митрополит Московский Филарет относил чревоугодников к идолопоклонникам, по его мнению, именно чрево является для этих грешников идолом. Именно его они ублажают, объедаясь.

По мнению указанных священников, очень важно вовремя распознать губительную страсть и побороть ее.

При этом священнослужители призывают не путать обычное обжорство с грехом чревоугодия. По словам архимандрита Рафаила, чревоугодие выражается в чревобесии или «ненасытном желании пищи». При этом вкус пищи не имеет значения, главное набить ненасытную утробу. Вот в этом состоит главная цель грешника-чревоугодника.

Кроме чревоугодия в православии выделяют гортанобесие. Об этом лучше всего сказал преподобный авва Дорофей, по его словам, люди подверженные греху, очень долго смакуют еду, тщательным образом пережевывая каждый кусочек. И как утверждает авва Дорофей, иногда этим и ограничиваются. То есть они не проглатывают еду, а просто наслаждаются ее вкусом. Таких людей можно назвать гурманами, но в отличие от настоящих гурманов, подверженные гортанобесию, обожествляют еду, делают из нее культ, идола.

Кроме вышесказанного, многие священники выделяли и другие разновидности чревоугодия. К примеру, согласно выводам священника Максима Каскуна, можно выделить следующие разновидности этого греха:

  • Чревообъядение – употребление пищи сверх меры. Человек все время ест и не может наесться;
  • Чревонеистовство. В этом случае человек теряет разум при виде любой еды;
  • Сытость. Человек находится в бесконечном процессе пищеварения после употребления пищи. Человек наслаждается не самой едой, а именно сытостью после еды. Он сыт и его больше ничего не интересует, пусть хоть весь мир провалится.

Гермоген Шиманский – богослов и писатель, относил к разновидностям чревоугодия, следующие человеческие пороки, как пьянство и курение. Ведь многие подверженные указанным недостаткам также не могут остановиться без посторонней помощи в попытке «насытится» алкоголем и никотином.

Но как побороть страсть греховную к еде?

По словам Варсонофия Великого нужно в первую очередь обратиться к Всевышнему за помощью. По словам святого, только Господь может дать силы для борьбы.

Однако преподобный авва Дорофей рекомендовал в первую очередь следить за собой, чтобы своевременно подметить в своих помыслах или поступках греховность. Вот его совет по борьбе с чревоугодием – взять кусок любимого блюда и усилием воли удержаться от того, чтобы тут же его съесть. По мне, так это напоминает серию «Ералаша», где школьник тренирует силу воли, глядя на шоколадный батончик. Ему в нелегком деле «помогают» другие батончики, которые он съедает.

Кроме этого священники для борьбы с чревоугодием советуют соблюдать все посты, и малые и великие. По крайней мере, так советовал христианам Гермоген Шиманский. Он также рекомендовал в гостях отказываться от запретных блюд. Правда, не знаю, какие блюда он относил к запретным.

Более подробно об отказе от различных блюд, дабы не впасть в грех чревоугодия, объяснил преподобный Иоанн Лествичник. В первую очередь, он советовал верующим отказаться от так называемой «утучняющей» пищи, сюда он относил всю жирную пищу. После чего следовало отказаться от «разжигающей» аппетит еды. В данный список попали все пряности и алкоголь. Затем наступает очередь «услаждающей» пищи, то есть вкусной. По словам преподобного, христианин должен вкушать пищу постную, без всяких излишеств. Христианин должен не наслаждаться едою, а просто насыщаться ею, не получая от процесса насыщения никакого удовольствия. Только в этом он видел возможность «спасения» от впадения в грех чревоугодия. Только так можно было стать господином своего чрева и не быть его рабом.