Найти тему

9 мучительных иллюзий про "Призвание". № 4: "Сынок, скорее решайся, скоро ЕГЭ!"

С подростком бесполезно говорить на модную нынче тему призвания. А взваливать на него такую ответственность в 17 лет - попросту опасно. Это я заявляю как психолог, рано поседевший на почве профориентации. Плавали, знаем...

Призвание (если отбросить пафос и произносить это слово спокойно, без выпученных глаз) - это внутренний зов, который однажды активизируется в человеке. Когда придёт время, то "призовут" - и не отвертишься.

И тогда не придётся сидеть с пачкой тестов в руках, пробуя "угадать" единственно верную для себя профессию. Не придётся часами рассуждать на тему "А вот ещё есть хорошая работа, мне бы понравилось..." Или считать плюсы и минусы профессии в длинный столбик. Потому что всё будет предельно понятно. Ты хочешь идти туда, куда требовательно и мощно ведёт тебя твоя собственная природа. А остальные варианты просто покрываются серой пылью и почему-то начинают казаться полной чушью.

Да, где-то платят хорошие деньги, где-то есть реальный шанс получить высокую должность, где-то офис недалеко от дома, и вообще.... но если ты "призван", то это всё начинает терять значение. Просто неинтересно становится. Тянешься к своему призванию, как малыш к матери, а чуть шаг в сторону - такая глухая тоска, что никакие квартальные премии не радуют. Ты помнишь, что заработанные деньги должны радовать, ты ждёшь этой радости - но дубль-пусто почему-то.

Наверное, что-то похожее чувствуют птицы, когда приходит пора лететь на юг, и внутри загорается такой вот требовательный маяк. И зовёт, и по-хозяйски требует своё...

На  конференции по профориентации важно понять, пришёл ли человек понять своё призвание - или ему пока нужна просто хорошая работа.
На конференции по профориентации важно понять, пришёл ли человек понять своё призвание - или ему пока нужна просто хорошая работа.

Не надо путать призвание и просто хорошую работу.

На приём приходят десятки 15-16-17-летних подростков с запросом "поиска призвания". У них испуганные глаза, они чувствуют, что решать надо уже сейчас - и можно ошибиться на всю жизнь. Вот поступишь на инженерный факультет, и никогда тебе не стать великим барабанщиком... И зачем тогда жизнь, если она будет безнадёжно испорчена ещё на старте?

А за спинами подростков маячат родители. Глаза у них такие же испуганные. И усталые. Потому что ЕГЭ - вот оно уже виднеется. И надо выбирать. Иначе можно сломать ребёнку жизнь... ага, ещё на старте (правильно угадали).

И начинаем разговаривать. Прорываемся через какие-то вековые стереотипы родительского сознания, откуда веет обречённостью древних индийских каст (которые от рождения до смерти закрепляли человека в одной профессии) и первобытными страхами на тему "Акела промахнулся".

Главные страхи подростков в этой ситуации:

1) Я ошибусь с выбором и всю жизнь буду ненавидеть свою работу (...и напрашивается продолжение "так же, как мои родители");

2) Я разочаруюсь в себе и никогда не поднимусь над средним уровнем, потому что мне станет неинтересно.

Главные страхи родителей можно выразить одной фразой: "Я не могу обеспечить ребёнку гарантированное счастье". Ну да, конечно не можете, вы же просто живые люди...

Если отбросить весь эмоциональный мусор (страх ошибиться, огромное напряжение, панику и груз ответственности), то очищенная от лишнего ситуация выглядит достаточно просто: в современном мире молодёжи нужно хотя бы одно высшее образование, чтобы получить нормальную работу. Иногда даже специальность в дипломе не имеет значения - работодателю нужен сам факт "вышки". Сейчас так принято.

То есть поступать нужно хотя бы для того, чтобы кусок хлеба был обеспечен в ближайшие 10 лет.

Смотрим дальше. В 40 % случаев уже на втором-третьем курсе студенты могут уверенно сказать, нравится ли им будущая профессия. Если оказалось, что студент ошибся факультетом, то возникают сразу три запасных варианта:

  1. Закончить нелюбимую "вышку" на одном усердии (зная заранее, что это не "по любви", а для того, чтобы нормально выйти на рынок труда в ближайшие три года);
Да и родителям в этом случае будет спокойнее, что ребёнок не мечется, не бросает институты один за другим, а последовательно добивается жизненных целей.

2. Перевестись в "нужный" вуз, максимально постаравшись перезачесть учебные дисциплины (обычно на первом-втором курсе это не вызывает особых организационных проблем, хотя поднапрячься всё-таки придётся).

Родителям в этом варианте всё-таки выпадает понервничать, но при уважительных отношениях в семье баланс сохраняется - если ребёнок трудом доказывает своё желание учиться дальше, а семья готова слышать его желания и с пониманием относиться к его новому жизненному опыту.

3. Взять паузу на "подумать" (соответственно, нужно выходить на ту работу, которую работодатели готовы предложить молодому специалисту без диплома и опыта).

Разумным будет чётко просчитать дальнейшие шаги, стремясь обеспечить нормальный уровень самостоятельности и не присаживаться опять на шею родителей. Откат к позиции "я опять поживу как раньше, мне надо отдохнуть" - самый дурной сценарий из всех возможных. Плохо будет всем - и семье, которая никак не может выпнуть птенца из гнезда, и самому птенцу, который отказывается "встать на крыло" и пробует застрять в детстве.

Как бы ни легла карта, в любом случае задача "номер раз" должна быть решена - первый диплом получен, все радостно обнимаются (ещё бы, отскочили! Поставили человека на ноги!), можно работать и спокойно думать на тему своего истинного призвания.

К 30-33 годам большинство разумной молодёжи идёт за вторым дипломом. При этом они уже понимают, куда и зачем идут. Потому что именно к тридцати годам человек уже ПРИМЕРНО понимает, кто он есть.

Но никак не в 17 лет!

Ах да, есть же ещё один любимый страх: "МЫ ПОТЕРЯЕМ ВРЕМЯ!"

Тут прямо хочется уточнить: сколько сотен лет вы собираетесь потерять на то, чтобы решить вопрос с обучением и работой? Ну серьёзно. Человеку предстоит лет 30-35 трудиться на благо общества, а мы будем убиваться из-за того, что он год-два потратил на то, чтобы сделать более уверенный выбор?)) В Израиле, между прочим, молодёжи после окончания школы дают сначала поработать и немножко обзавестись жизненным опытом, и только потом выбрать вуз (уже с более крепкими знаниями о себе и о мире).

Знаете, какие есть два пути выскочить из "истории с поступлением" без потерь?

Во-первых, если ребёнок уже родился, держа в руках поварёшку (или бухгалтерский калькулятор, или балетные пуанты). Это редчайший случай, когда родителям выпадает такой простой жребий. Остальные идут по хардкору.

Во-вторых, если Вы заранее примете, что первое образование - это в 70 % случаев "проба пера" и неизбежный опыт разочарования.

Так что всё просто.

Надо сделать те действия, которые от нас зависят - и мудро принять тот факт, что про "призвание на всю жизнь" мы будем говорить не с вчерашним школьником, а с повзрослевшей личностью. А сейчас - просто учимся. Потому что это условие сегодняшнего рынка труда.

Какие действия зависят от нас самих?

Честно и заинтересованно говорите с ребёнком о его ощущениях и мыслях. Учите его прислушиваться к себе самому. Помогите ему понять свою природу. Психология профессий нам в помощь:

Здесь начала писать о том, как помочь подростку определить свои природные склонности (заодно и про себя подумаете, менять надоевшую профессию на любимую не поздно даже в 45 лет):

1) "Телесная" работа - тип БС

2) Мастер Пространства - тип ЛК

Если подпишетесь на мой канал, то будете сразу видеть следующие статьи этой серии.

-----------------------------

Здесь можно ещё почитать и поразмышлять на тему "Призвания" (с большой буквы)

1) Ах, это будет сплошное счастье!

2) Я буду самым лучшим!

3) Ищите себя в детских мечтах!