Закулисье как оно есть.
Или история увольнения одного дирижера.
Данная история является полным вымыслом автора, любые совпадения - случайность )!
Эта история произошла в одной из провинциальных организаций, но как не прискорбно, так происходит практически в любом учреждении культуры.
Что хочет видеть зритель, что хочет слушать слушатель приходя на концерт?
Конечно качественный продукт, я принципиально называю это продуктом, так как над ним работает большое количество людей. Зритель видит лишь конечный результат, и так как платит деньги за билет, должен получить качество.
А вот как получить это качество, когда ты директор организации и именно ты отвечаешь перед зрителем.
Как правило, структура любой организации такова:
Директор, далее художественный руководитель, и потом артисты, музыканты, актеры.
Да еще над всем этим существует министерство культуры.
Схема работы примерно такова:
Министерство культуры дает заказ на окультуривание определенного количества зрителей, директор доводит это до коллектива, и поручает художественному руководителю сделать качественный продукт на который пойдет зритель.
Художественный руководитель придумывает программу, артист ее воплощает в жизнь.
Казалось бы все просто и понятно.
Но чаще бывает так, что одно из звеньев этой цепи не справляется со своей ролью?
И в первую очередь это замечает зритель, то есть человек ради которого мы все делаем свою работу. В зале становится меньше зрителя, и собрать даже 50 процентов зала уже большая проблема. Директор переживает, министерство требует больше зрителя, а он просто не идет на некачественный продукт! И приходится заполнять зал любыми способами, самыми немыслимыми. И после длительного времени приходит понимание что все тупик, нужно идти дальше, а артистический флагман дальше идти не может.
Что необходимо сделать? Конечно поменять это звено.
Так и получилось у нас, и звеном этим был дирижер, Нет он не совсем плохой или никчемный иначе его не назначили бы главным дирижером большого оркестра десять лет назад. Но как бы правильно сказать, возможно выгорел, возможно новое время требует новых веяний во всем.
И вот поступает указание из министерства, а не поменять ли нам дирижера? Да и артисты хотят нового, хотят расти в профессиональном плане, но очень они зависят от главного! А он уже считает себя матерым, он считает себя гением, а это самый главный враг артиста, считать себя гениальней всех.
И вот тут все самое интересное начинается.
Как происходит замена слабого звена в любой коммерческой структуре? Да мы просто увольняем слабого сотрудника и берем нового. Казалось бы чего проще, заканчивается контракт, не продлять его и найти нового дирижера, но не все так радужно и просто в жизни.
За 10 лет дирижер уже прирос к оркестру, прирос к бюджетному финансированию, да каждый год на выполнение заказа по окультуривание выделяются огромные деньги, и это не только хорошая зарплата и еще и разнообразные губернаторские и прочие гранты, в итоге в месяц набегает приличная сумма и времена когда артист был голодный и холодный давно прошли. Плюс к этому как правило дирижер то приглашенный и живет на полном государственно обеспечении, а это оплата квартиры, личный транспорт, и еще много бонусов. Практически можно ничего не придумывать, а идти по накатанной дорожке, и при этом получать большие деньги. И отказаться от этого так просто, только лишь потому что больше не можешь давать качественный продукт, что за бред, Я же гений, я тут 10 лет, так вот взять и отказаться очень не просто.
Кстати бывает очень редко и директор с министерством культуры не правы. Но! Тогда Гений просто уходит сам, без скандалов и интриг, уходит, зная что не останется без своего любимого дела. Но это настолько редко, я не знаю ни одного примера. :-)
И начинается противостояние директора организации и художественного руководства. Да не просто противостояние, а настоящая битва, в которой победит только один.
Где используются только самые грязные игры, нет дирижер не начинает делать свою работу лучше, зачем? Он гений! Он начинает обвинять директора в притеснениях, растратах, всевозможных нарушениях.
Как правило, вынося все в СМИ, под соусом - Я Гений, меня притесняют и не понимают. Что может противопоставить директор, кроме как говорить, что профессионально Гений выдохся, что необходимо идти дальше. Но кто из обычных зрителей слушателей может реально оценить звучание оркестра или работу артиста в тонкостях, таких единицы. Естественно в глазах общественности директор монстр, а Гений жертва.
У директора как правило связанны руки в этой войне, в отличие от Гения.
Самое банальное и административно правильное решение этой проблемы— закончился контракт и мы его как работодатель, просто не хотим продлевать? И по закону имеем право!
Но закон и реальность в нашем деле ни имеет ничего общего. Увы.
За десять лет дирижер оброс связями, нужными знакомствами, есть пара тройка знакомых журналистов, которые тут же включаются в дело.
В смс начинают выливать тонны грязи на директора организации, выворачивая всю жизнь директора. Начинают писать кляузы в министерство культуры, губернаторам, президенту.
Начинают собирать подписи под коллективными письмами - кляузами, в которых приписываю не существующие злодеяния директорам. А рядовые артисты боясь гнева гениального дирижера подписывают их, раздают интервью, ведь дирижер вот он тут, а директор где-то там.
Назревает большой скандал, а такого в нашей культуре не любят!
Жизнь директора с этого момента, это череда жалоб в разные инстанции, постоянная грязь в СМИ, очень часто это начало конца работы директора, есть такие примеры и довольно часто.
Директору звонят из министерства, звонят знакомые знакомых дирижёра, через пятые руки от губернатора, и просят не трогать дирижера, он же десять лет тут, зачем менять? Оставьте в покое. Директор находится в самом эпицентре, между Гением и министерством культуры, которое приказывает гасить скандал.
А теперь представьте, что у директора таких коллективов не один, а пятнадцать;-).
Далее два варианты, несмотря на все дирижёра (художественного руководителя) меняют. Потом конечно еще несколько лет директор платит за это отмываясь в СМИ от грязи, которую лет Гений, но спасибо уже из далека. И, как правило, это хорошо, и вот уже даже те артисты которые подписывали письма против директора, рады новому и жмут руки, и благодарят. И оркестр приобретает новые отличные программы, новые идеи.
Что бы не было скандалов часто стали делать для таких гениев несуществующие должности, например президент чего-то. С сохранением дохода, и как правило именно за это борется дирижер, худрук.
Или меняют директора ). Его просто съедают жалобами, вариантов много, доводят до нервных срывов, используя любые методы. Тут министерство выбирает кем пожертвовать, главное замять скандал, любым путем.
В нашем случае мы все же поменяли дирижера, но чего нам это стоило...
Что же имеет из всей этой истории зритель?
Да все те же два варианта. Либо пресный не вкусный продукт, либо качественный.
Все это происходит постоянно, почти в любом бюджетом учреждении культуры, не важно оркестр это или маленький банд.
И так будет всегда, к сожалению.
Но!
Зритель видит только финал большой работы, и это хорошо.
Подписывайтесь на мой канал.
Так же читайте другие мои статьи.