Найти тему
ПапМамБлог

9 законово детского рисования, которых взрослые нарушают

Вы будете удивлены, но ученые давно и активно изучают такой феномен как детское рисование. С пристальным вниманием они рассмотрели все "каляки-маляки" детей с младенческого до подросткового возраста. В книге Марины Озеровой "О детском рисовании" много теории, много сложных слов, многабукв, но и много интересных наблюдений.

Подготовили краткое саммари с самими главными мыслями. Поехали!

1) Если во время рисования стимулировать ребенка проговаривать свои действия, это хорошо отразится и на координации рук и на качестве самого рисунка, он станет богаче и интереснее.

Проговаривание во время рисования ("сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички") помогает ребенку осознавать свои действия лучше и лучше их координировать. В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что "молчаливое" рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Цапля на болоте. Пастель. 4 года
Цапля на болоте. Пастель. 4 года

2) Девочки и мальчики рисуют по-разному: девочки изображают собственно предметы, мальчики - отношения и связи между ними, динамику.

Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты; мальчики предпочитают находить принципиальные решения, строить композицию, изменять общую форму. Девочки лучше используют цветовую гамму, мальчики - перспективу.

3) Когда ребенок может потрогать предмет, поиграть с ним, он изображает его более подробно, модифицирует, обогащает деталями. Если только видит - образ будет беден и менее продуман.

В отличие от взрослых, которые усваивают 80% информации с помощью зрительного канала восприятия, для ребенка важны также осязательный и двигательный.

4) Чем младше ребенок, тем реалистичнее должны быть иллюстрации в книгах.

Любой рисунок для ребенка - это эстетический эталон. Любимые книги вызывают эмоции, с которыми книжные образы легко усваиваются как шаблоны. Поэтому сказки лучше не читать, а рассказывать или хотя бы рассказывать почаще. При рассказывании один и тот же персонаж может принимать в фантазии ребенка любые очертания, а на картинке в книге он остается без изменений

Пример очень реалистичного Рики-Тики-Тави от издательства "Облака"
Пример очень реалистичного Рики-Тики-Тави от издательства "Облака"

5) Родители стремятся скорее помочь ребенку перейти от каракуль к предметному рисованию. Не стоит торопиться! Чем естественнее проходит формирование рисунка, тем лучше для интеллектуального развития.

Вот, например, малыш увлеченно рисует однообразные вертикальные штрихи. Мама "приходит на помощь" и изображает воздушный шарик, к которому ребенок подставляет свою черточку - получается "настоящая" картинка. Таким образом родители не дают ребенку самому додуматься до того, что в любом штрихе скрывается смысл. На следующем этапе малыш как раз будет занят поиском предметов в своих каракулях, и не нужно мешать ему самостоятельно одолеть эту ступеньку.

6) На раннем этапе творческого развития (до 1,5-2 лет) ребенку не нужна целая палитра, поначалу можно ограничиться одной краской. Цвет совершенно не важен.

Основное удовольствие - ощущать краску руками и переносить ее на себя или поверхность. Но если есть выбор, учтите, что дети до трех лет выбирают самые темные оттенки, поскольку след от них заметней.

7) Не стоит волноваться о том, чтобы учить ребенка сразу "правильно держать карандаш или мелок.

У вас будет достаточно времени потом. Малышу неудобно действовать пишущим инструментом по-взрослому - мелкая моторика еще не настолько развита. К тому же, ребенок стремится задействовать сразу максимум рецепторов, поэтому хватает интересный предмет всем кулачком.

8) Фломастеры лучше давать не раньше 6-7 лет, и то не как основной материал.

Они не позволяют научиться управлять художественным средством. Чтобы рисовать фломастером, усилия не нужны: невозможно регулировать нажим, как у карандаша, цвета слишком неестественные, и смешивать их нельзя.

9) Не торопитесь делать выводы, что малышу неинтересно рисование, если он не подходит к листу, но подкрашивает воду в стаканчике, смешивает краски на палитре, размазывает их по рукам.

Часто случается, что период испытания средств значительно затягивается. Но он очень важен, и ребенок должен задержаться на нем столько, сколько ему потребуется
-5

Главная идея книги, дать детям инструмент (краски, кисти, мелки, карандаши), пространство (огромные листы бумаги, обои, собственное тело) и свободу и внутренний художник не сможет устоять, начнет творить, самовыражаться, развиваться.