Ни один онлайн-концерт, даже если он будет транслироваться из спальни самого популярного артиста, не заменит зрителю живого выступления. Как коронакризис повлиял на сферу, где формат офлайн — обязательный фактор успеха? Five p.m. поговорил об этом с участниками индустрии шоу-бизнеса.
Коротко о главном
- Сильнее всего пандемия сказалась на организаторах концертов — они зарабатывают на продаже билетов и не видят смысла переводить события в онлайн.
- Артисты с марта по июль в основном жили на авторские отчисления. Летом начались выступления для маленьких компаний, но массовых мероприятий практически нет.
- Большие концертные площадки тоже оказались в простое. Всё, что они могут сейчас делать — сдавать помещения в аренду для съёмки онлайн-проектов без зрителей.
- У ведущих мероприятий теперь заметно меньше работы, а та, что осталась, в основном переехала в онлайн. Возросла и степень неопределенности — в любой момент мероприятие могло быть отменено из-за заболевшего гостя или из-за вновь введенных властями ограничений.
- Компаниям, которые занимаются технической стороной концертов, пришлось быстро переквалифицироваться для работы в формате онлайн.
Концертный промоутер
С середины марта все наши проекты заморожены. Были запланированы сборные концерты артистов более чем в десяти городах России: среди них Оренбург, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск. В итоге те из них, которые должны были пройти в апреле и мае, перенеслись на осень. Остальные стоят в планах с открытой датой.
Хочу отметить, что зрители отнеслись к ситуации с пониманием — не стали сдавать билеты, а просто стали ждать события в новую дату. Повального возврата денег не было.
На сегодняшний день у нас нет никаких источников доходов. Живём на то, что было заработано раньше. Конечно, наша бизнес-модель предполагает множество предоплат, начиная с артистов и концертных площадок, заканчивая различными подрядными организациями с инженерами света и звука, например. В связи с этим внесённые в рамках подготовки к концертам средства по сути заморожены.
Костяк нашей команды небольшой: пять человек. Все остальные — это подрядные организации. В Новосибирске, например, для организации концерта в ЛДС «Сибирь» было задействовано порядка 250 человек.
Если говорить о выступлениях артистов на онлайн-площадках, то для нас как организаторов концерта переводить его в формат онлайн нет никакого смысла, так как наш источник заработка — проданные билеты. Так что сейчас, к сожалению, наш бизнес не функционирует никак, он полностью остановлен.
Что касается перспектив, то мы все понимаем, что люди устали сидеть дома и соскучились.
«Мы верим, что произойдёт история как с барами и ресторанами. Когда они открылись, люди буквально кинулись туда, всё было переполнено. Уверена, та же история будет с концертами: зрители тоскуют по бешеной энергии, которую дают массовые мероприятия».
Так что мы «держим пальчики», чтобы не было второй волны, в сентябре всё открыли и все мы наконец встретились на «Супердискотеке».
Артист
Последний концерт Акулы у нас прошел в Курске 13 марта. Уже на следующий день выступление в Липецке отменилось. После этого мы просидели почти пять месяцев без работы. Не считая отчислений за авторские и смежные права, наши доходы упали практически полностью. Что касается ранее запланированных концертов, то 90% из них перенесены, 10% отменены.
Сейчас у нас потихоньку стали появляться выступления. В начале августа прошёл клубный концерт в Зеленограде. До конца августа в планах несколько выступлений в Крыму и корпоративы в Подмосковье и городе Орёл.
«Мы не потеряли деньги за перенесённые выступления, но при этом потеряли в датах — по моим оценкам это порядка 4-5 млн рублей».
Вообще сейчас в процентном соотношении стало больше корпоративных выступлений, чем раньше: люди собираются на празднования небольшими группами. С массовыми же мероприятиями пока дела обстоят значительно сложнее.
Что касается перспектив работы, то полагаю, что на прежний уровень доходов мы сможем выйти только в 2021 году. Сейчас совершенно не ясна перспектива относительно второй волны пандемии и возможных новых ограничений. Пока с февраля по май 2021 у нас уже расписаны все даты. Хочется верить, что перенесённые уже дважды концерты всё же состоятся.
Ведущий мероприятий
Конечно, с апреля по июль в привычном офлайн-формате я работал гораздо меньше, чем обычно. Так, в апреле не было ни одного мероприятия, в мае было три, и все в формате онлайн — в некотором смысле получается телевизионный формат, когда ведущий транслирует информацию и комментирует происходящее в студии без зрителей.
В июне я провел восемь событий, из них одно выездное на Алтае, остальные также в сети. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, снижение ощутимое — раньше ежемесячно у меня было порядка 12-15 мероприятий.
Было много отмен. Среди них как крупные события в Москве и Сочи, так и юбилеи с гостями из других стран, которые просто не смогли попасть в Россию, например. Отменяли и выпускные вечера. Лишь одни всё же решились на проведение значительно позднее запланированной даты, но при этом от изначальных 160 человек осталось 12 смельчаков детей и их 15 родителей. Само собой, сумма моего гонорара значительно уменьшилась.
«Оживление отрасли стало чувствоваться в конце июля, но и теперь не выходит без форс-мажоров. Так, например, празднование одного из юбилеев полностью отменили — кто-то из родных именинницы заболел коронавирусом».
И подобная ситуация не уникальна, я уже боюсь брать предоплату, так как в любой момент может случиться так, что буду вынужден её вернуть.
Из позитивных моментов могу отметить, что за период пандемии значительно подрос мой блог в Инстаграме. Я приобрёл дополнительное оборудование, чтоб создавать максимально качественный контент. Ко мне стали регулярно обращаться компании. Приезжаю к ним, делаю обзоры — это приносит не грандиозный, но вполне нормальный доход.
Если говорить про перспективы, то мне кажется, что пока не появится вакцина и люди не будут чувствовать себя в безопасности, серьёзного увеличения числа мероприятий не произойдёт. Хочется верить, что второй волны пандемии не случится, и мы потихоньку вернёмся в прежнее рабочее русло.
Концертная площадка
Дворец культуры железнодорожников — одна из самых известных и популярных концертных площадок Новосибирска. В нём два зала на 1000 и 200 посадочных мест. До пандемии ежемесячно здесь проходило от 20 до 40 мероприятий, если не считать летних месяцев.
C 28 марта и до сегодняшнего дня (август 2020 — прим. ред.) ДКЖ не работает, все сотрудники находятся на удалёнке. Доходов у площадки нет.
Отсутствие нагрузки позволило заняться тем, для чего из-за постоянных событий не было возможности. В здании прошёл ремонт, в малом зале появились гримерные и выходы на сцену, на 35% увеличили гардероб, в гримерках большого зала идёт капитальный ремонт, отремонтирован холодный склад, а также устанавливается система дымоудаления.
«Что касается концертов, которые были запланированы, — большинство их них перенесены на конец этого года. Даты забронированы предварительные, потому что никто не имеет представления о реальных сроках возобновления работы концертных площадок».
Насколько мне известно, организаторы не планируют отменять свои мероприятия, так как все заинтересованы в сохранении проектов. Мы же, в свою очередь, очень ждём официальных постановлений и разрешения на возобновление работы. После окончания ремонта будем готовы принимать наших гостей — гастрольный сезон плотно расписан уже с сентября.
Что касается возврата денег за билеты, то здесь могу сказать, что обращений поступает много. Однако это вопрос вне нашей компетенции, так как распространением билетов занимаются специальные операторы.
Технический продакшн
Наша компания занимается техническим обеспечением мероприятий — мы полностью разрабатываем концепции проведения событий, делаем всё, включая строительство сцены, разработку дизайна, звук и свет. По всей России и за её пределами.
С наступлением кризиса объём мероприятий значительно сократился. Львиная доля из них отменилась — это порядка 85%. Оставшиеся 15% претерпели изменения формата и перешли в онлайн.
Самый яркий и известный из числа последних — ежегодный праздник выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге. В этом году он проходил без зрителей, однако по содержанию действие было примерно таким, как в предыдущие годы. Лишь немного изменилась локация — шоу было в акватории Финского залива. Для того, чтобы создать эффект присутствия и сделать событие максимально интересным даже через экран, мы провели много съёмок — сюжетов и концертных номеров.
«В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество проектов сократилось в 4-5 раз. При этом появились внеплановые проекты в совершенно новом стиле и формате. Нам пришлось быстро переквалифицироваться для работы в формате онлайн».
Основной объём проектов с апреля по июль был для телевидения — мы разработали много технических решений для интернет-формата, связанных с мультимедиа и новейшими технологиями. Сегмент крупных массовых мероприятий и концертов полностью отсутствует в нашей работе до сих пор.
Далекоидущие планы по концертам связаны уже с 2021 годом, в этом году полное затишье. Что касается концертов без зрителей, в качестве технической команды мы сделали серию концертов для ТНТ-Premier с российскими звездами, такими как Полина Гагарина, Дима Билан и IOWA. Они шли в прямом эфире из студий и даже из нескольких квартир артистов.
На фоне высокого спроса на онлайн-формат, мы разработали и построили четыре студии для того, чтобы заказчики могли решать свои задачи, проводя свои мероприятия в прямом эфире.
Что касается нашей команды, то основной костяк специалистов сохранился. Все прекрасно понимают сложность ситуации. Каких-то серьёзных сокращений и увольнений мы не применяли, однако вынуждены были уменьшить объём работы для фрилансеров и максимально загрузить штатных специалистов.
Сейчас приходится бороться за проекты, повышать рентабельность, оптимизироваться в расходах, чтобы обеспечить нормальный уровень доходов. К примеру, когда началась пандемия, мы начали искать варианты оптимизации затрат на аренду помещений, офисов, складов. Нам удалось получить скидки у арендодателей на период до июля. Именно на это мы сделали упор — по-максимуму сохранить интеллектуальный ресурс компании.
«Самое неприятное в сложившейся ситуации — то, как будет восстанавливаться отрасль. При выходе из пандемии явно будет ощущаться демпинг на рынке, ведь образовалось много свободных рук и желающих подзаработать: как инженеров света и звука, так и дизайнеров и других узких специалистов. Это скажется на качестве».
Конечно, с точки зрения возможности использования работников в этом есть и позитивный момент. Однако серьёзный минус в том, что не всегда выдерживаются определённые нормы и стандарты отрасли. В свою очередь, это отражается на общем восприятии шоу, а также может быть элементарно небезопасно для его участников: замкнёт некорректно подключённая техника или проводка, упадёт плохо или неверно установленная часть сцены и тому подобное.
Ирина Талалаева