Найти в Дзене

ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО ДРЕССИРОВКИ

А. Л. Дуров (1864-1916) Вспомните знаменитую Барри, этого деятельного члена Сенбернарского братства, увековечившую свое имя спасением более сорока заблудившихся в Альпах путников. Что же, она была только автоматом? Или, быть может, спасать несчастных она научилась от своих предков, восприняв это наследственным путем? Почему же в таком случае не проявляли того же в равной мере и другие собаки, имевшие, вероятно, общих родоначальников? Ведь, отрицая присутствие способностей, необходимо всех животных, по крайней мере, одного вида, ставить и под один ранжир. А между тем, кто занимался с животными, тот знает, что и способность их к восприимчивости далеко не одинакова и характеры так же различны, как различны и характеры у отдельных людей. С детства, занимаясь дрессировкой животных, я давно заметил это различие. И быть может, потому достиг исключительных успехов, что зачислял в кадр своих учеников только способнейших, только таких, которые подчинялись моим указаниям. Артисты по призванию – в
Цвергшнауцер. Питомник Х'ИТ УЛДУЗ
Цвергшнауцер. Питомник Х'ИТ УЛДУЗ

А. Л. Дуров (1864-1916)

Вспомните знаменитую Барри, этого деятельного члена Сенбернарского братства, увековечившую свое имя спасением более сорока заблудившихся в Альпах путников.

Что же, она была только автоматом? Или, быть может, спасать несчастных она научилась от своих предков, восприняв это наследственным путем? Почему же в таком случае не проявляли того же в равной мере и другие собаки, имевшие, вероятно, общих родоначальников? Ведь, отрицая присутствие способностей, необходимо всех животных, по крайней мере, одного вида, ставить и под один ранжир. А между тем, кто занимался с животными, тот знает, что и способность их к восприимчивости далеко не одинакова и характеры так же различны, как различны и характеры у отдельных людей.

С детства, занимаясь дрессировкой животных, я давно заметил это различие. И быть может, потому достиг исключительных успехов, что зачислял в кадр своих учеников только способнейших, только таких, которые подчинялись моим указаниям. Артисты по призванию – вот как я позволю назвать моих верных помощников.

Пти брабансон. Питомник Х'ИТ УЛДУЗ
Пти брабансон. Питомник Х'ИТ УЛДУЗ

Присмотритесь, как охотно исполняют они на арене цирка все свои номера. Это не загнанные, дрожащие от одного взгляда хозяина животные, а шаловливые ученики, наперебой старающиеся исполнить мое приказание. Визг, оживление, веселый лай – вот что обыкновенно сопровождает упражнение моих питомцев, и это как на репетициях, так и во время представления.

В чем же секрет? Да в том, что я оставляю в труппе лишь наиболее восприимчивых животных и немедленно исключаю тупиц и лентяев, которые если и смогут чему-либо научиться, то только из-под кнута. Ах, господа, поверьте, что мой метод должен был применяться не в одних школах дрессировки. Тянуть лентяев и тупиц за уши – это только закрывать дорогу способным. Мусор всегда мусор, и чем меньше его, тем лучше. А кнут и палка – плохие пособники педагогики, даже в собачьей школе.

Возвращаюсь к своим питомцам. Их много перебывало у меня. Тут и милые хрюкающие чушки, и спесивые шантеклеры, и гроза прелестных дам – крысы; с ними гибкие кошечки, игривые собачонки, болтливые сороки, величавые пеликаны, залетные гости – журавли, обезьяны, да разве всех перечтешь… Пестрая, разношерстная толпа от пролетариев до аристократов животного царства. И нет только в ней митрофанушек и иных недорослей из дворян. Не хочешь учиться? Не можешь взять в толк? Не надо, прочь. Умнику пирог, а тебе порог. И исключаю!

А подчинять животное при посредничестве кнута, так ведь это ж не дрессировка, а каторга. Там плеть и кандалы тоже вызывают повиновение, и тюремщик может быть искусным палачом, но ни в коем случае служителе искусства.

Музыка в руках опытного дрессировщика – одно из надежнейших средств к приручению животных. Я, например, только и стал дрессировать крыс, когда подметил удивительное впечатление, производимое на них музыкой. Таким образом, зная свойства этих малосимпатичных животных, нет никакой надобности прибегать к приемам инквизиции и ослеплять их, а можно при терпении, конечно, добиться прямо таки чудес дрессировки с помощью флейты, лакомств и ласкового обращения.

Итак, любовь к животным, внимательное наблюдение за их свойствами и привычками и изучение их психологии – лучшие и единственные руководители дрессировщика.

Йоркширский терьер. Питомник Х'ИТ УЛДУЗ
Йоркширский терьер. Питомник Х'ИТ УЛДУЗ