Технические характеристики:
Годы выпуска: 1936-1943
Тип кузова: седан/фаэтон
Количество мест: 5
Расположение двигателя: спереди
Привод: задний
Марка двигателя: ГАЗ-М
Объем двигателя: 3285 см3
Крутящий момент: 167 Н*м
Мощность двигателя: 50 л.с.
Количество цилиндров: 4
Расположение цилиндров: рядное
Коробка передач: МКПП 3
Максимальная скорость: 105 км/ч
Разгон до 80 км/ч: 24 с.
Расход топлива: 14,5 л/100 км
Объем бензобака: 60 л.
Рекомендуемое топливо: А-66, А-70
Длина: 4625 мм
Ширина: 1770 мм
Высота: 1775 мм
Клиренс: 210 мм.
Грузоподъемность: 500 кг.
Масса снаряженная: 1370кг.
ГАЗ-М-1 "Эмка" - советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год.
В годы Великой Отечественной войны на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей.
Легковой автомобиль ГАЗ М-1 пришел на смену модели ГАЗ-А в 1936 году и главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов, созданный в кооперации с компанией Ford в рамках десятилетнего договора о техническом сотрудничестве.
М-1 была создана на базе автомобиля Ford Model B, но отличалась внешней облицовкой и колесами, а под капотом стоял двигатель ГАЗ-М, который являлся копией двигателя от модели Ford. Конструкторский отдел ГАЗа внес изменения в "фордовский" прототип.
Четырехцилиндровый двигатель был модернизирован и форсирован с 40 до 50 л.с. Рама автомобиля была усилена, а вместо двух были поставлены четыре рессора. Колеса на спицах были заменены штампованными дисковыми. Машина стала намного выносливее и прочнее.
Главным новшеством стал кузов – четырехдверного типа, закрытый цельнометаллический. Деревянной оставалась лишь одна деталь – боковой брус крыши. Кузов был установлен на раму, выштампованную из стали толщиной 3 мм. Детали рамы соединялись двумя способами: электродуговой сваркой и заклепками. Такая схема обеспечивала прочность и жесткость конструкции на изгиб, что способствовало меньшей усталости металла. Элементы кузова тоже штамповались, но соединялись уже точечной сваркой, нагрузки там в отличие от рамы были значительно меньше.
Крыша была брезентовой, с теплоизолирующей прокладкой. Двери имели удобные ручки, мягкую обивку и открывались назад.
По сравнению со своим советским предшественником автомобилем ГАЗ-А, "Эмка" получилась намного более комфортабельной, с лучшей отделкой и оборудованием салона. Передние сиденья стали регулируемыми, появились противосолнечные козырьки.
"Эмка" стала первым автомобилем, который можно было иметь в частной собственности. Стоила машина 10 тысяч рублей. Простой советский человек мог выиграть "Эмку" в лотерею Осоавиахима, купив 5- или 10-рублевый билет.
В конце 1930-х годов автомобиль было решено модернизировать. В первую очередь, необходимо было заменить стремительно устаревающий двигатель, унаследованный с предыдущей модели. За опытом обратились к американцам. Наиболее пригодным для производства и эксплуатации в СССР был признан шестицилиндровый двигатель Dodge D5. Он имел современную, по тем временам, конструкцию, и почти в два раза большую литровую мощность, чем двигатель ГАЗ-М1.
Производство М-1 было свернуто в 1941 году, но сборка из запаса деталей продолжалась долгое время. На 20 июня 1941 года в Красной Армии было 10 500 "Эмок". Всего было выпущено порядка 62 888 автомобилей.
Интересные факты:
- В 1937 году ГАЗ-М-1 экспонировался на Всемирной промышленной выставке в Париже.
- Получил печальную кличку "Черного ворона" в связи с тем, что использовался НКВД для арестов "врагов народа" в 1937-38 гг, в пики Сталинских репрессий.
- Буква "М" в индексе модели возникла оттого, что завод стал носить имя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотова. Отсюда возникло народное прозвище ГАЗ-М1 - "Эмка".
Модификации:
ГАЗ-М-1 такси (1937—1941гг.) — отличался наличием таксометра и элементами окраски кузова.
ГАЗ-М-415 (1939—1941гг.) — пикап грузоподъемностью 500 кг. Произведено свыше 8 тыс. пикапов.
ГАЗ-11-73 (1940—1941гг., 1945—1948гг.) — модернизированный седан с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11 и измененной облицовкой радиатора и капотом.
ГАЗ-61-73 (1941—1945гг.) — первый в мире седан 4х4, в 1942—1945 годах производился эпизодически мелкими партиями. Произведено около 200 автомобилей.
БА-20 — легкий бронеавтомобиль.
Малосерийные и опытные модификации:
ГАЗ-М-1 фаэтон (1937 год) — опытная модель с кузовом фаэтон, кузов был использован в 1939 для опытного ГАЗ-61.
ГАЗ-М-1-V8 (1938—1940гг., приведенное обозначение условно) — малая серия седанов М-1 для нужд НКВД была оснащена импортными моторами Ford V8, в 1941 году большая часть этих двигателей была снята с "Эмок-догонялок" для установки на танки Т-60.
ГАЗ-11-40 (1940 год), ГАЗ-61-40 (1941 год) — шестицилиндровый фаэтон, в серию не пошел.
ГАЗ-М-21 (1936 год) — опытный трехосный пикап на базе ГАЗ-М1, кабина от ГАЗ-АА. В 1937 было изготовлено 100 комплектов, но в серию машина не пошла.
ГАЗ-М-25 (1938 год) — трехосный штабной автомобиль с 5-местным кузовом типа рамбл-сит, в серию не пошел.
ГАЗ-11-415 (1940 год) — шестицилиндровый пикап, в серию не пошел.
ГАЗ-61-415 (1940 год) — пикап, в серию не пошел, построено 2 экземпляра.
ГАЗ-61-417 (1941 год) — легкий артиллерийский тягач, во второй половине 1941 построено 36 автомобилей, сразу укомплектованных 57-миллиметровыми противотанковыми пушками с прицепными передками.
ГАЗ(НАТИ)-ВМ (1937—1938гг.) — опытный полугусенично-колесный вездеход на базе ГАЗ-М-1 с кузовами типа седан и пикап.
ГАЗ ГЛ1 (1938 год) — гоночный автомобиль, построенный на базе ГАЗ-М-1.