Найти тему

Как музыканту восстановить форму после перерыва

Для начала, прими ситуацию – после перерыва уровень падает у всех
Для начала, прими ситуацию – после перерыва уровень падает у всех

В жизни каждого музыканта бывают ситуации, когда он вынужден сделать паузу в занятиях. Перерыв может возникнуть из-за отпуска, болезни и любой другой жизненной ситуации. Техника игры на музыкальном инструменте в это время падает. После паузы важно правильно восстановить навыки. Давай разберемся, как вернуть утраченную технику максимально быстро и без вреда для здоровья.

Психологический настрой

Для начала, прими ситуацию – после перерыва уровень падает у всех. Да и сами перерывы – тоже норма жизни. Твой уровень до паузы был явно выше, чем после нее. Все мы люди, и порой не можем преодолеть обстоятельства. Расстраиваться и сокрушаться не стоит. Вспомни слова Ричарда Баха из его книги «Мост через вечность»: «Важно не то, проигрываем ли мы в игре, важно, как мы проигрываем и как мы благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным образом поражение оборачивается победой».

 Странным образом поражение оборачивается победой
Странным образом поражение оборачивается победой

Попробуй получить выгоду из сложившейся ситуации. Ведь на самом деле в ней много плюсов: у тебя появился шанс переосмыслить материал, устранить заученные ошибки, найти слабые места и поработать над ними.

Исполни на камеру несколько песен или музыкальных произведений, которые тебе удалось вспомнить. Посмотри запись и выдели слабые места:

  • что ты помнишь;
  • что требует повторения и отработки;
  • что ты вовсе забыл.

Теперь у тебя есть отправная точка. Сравнивать ее с положением дел до перерыва нет смысла. Просто начинай двигаться вперед, ставь новые задачи и цели в соответствии с тем, что имеешь сейчас.

Не грусти по забытым навыкам. Ничего ценного ты не потерял. Хорошо отработанный материал всегда быстро вспоминается. Напрочь забыл ты только «сырой материал», но ведь и времени на него ты много не потратил. Александра Рипли в своем романе «Скарлет» писала: «Не оглядывайся назад: что сделано, то сделано. Иди дальше». Следуй ее совету ;)

Планирование занятий

Сразу двигайся вперед и бери новый материал. Вспомни фразу из книги «Алиса в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Ты уже определил свой сегодняшний уровень. Подбери соответствующее музыкальное произведение и начинай его разбирать. Начинай двигаться от простого к сложному.

Сразу двигайся вперед и бери новый материал
Сразу двигайся вперед и бери новый материал

Я уже писал в своей статье о планировании занятий: новому материалу нужно уделять 60% времени, а на повторение пройденного и отработку пройденного нужно уделять лишь 40%. Определи, что войдет в материал для повторения. Часть песен и произведений нужно убрать в «архив». Оставь объем материала, который ты реально успеешь отработать.

Не обещай себе сразу заниматься каждый день по много часов – начни вырабатывать забытую привычку с малого. Привыкни заниматься каждый день по 20-30 минут, потом увеличивай продолжительность занятий. Объем старого и нового материала подбирай под время, которое у тебя есть. Подробнее о планировании занятий советую почитать тут.

Как заниматься

Во время перерыва твои руки отвыкли от нагрузок. Будь аккуратнее с растяжкой и силовыми упражнениями. Перегрузка рук может привести к травмам и к очередной паузе в занятиях. Обязательно разыгрывайся в начале занятия.

Помни о постановке рук. Частая ошибка – довериться памяти. Ты мог забыть нюансы постановки и не поставить руки правильно – сделай шаг назад и проверь, все ли делаешь правильно. Игра с зажимами тоже может привести к травмам.

Спешка сейчас не нужна – тебе нужно вспомнить все нюансы
Спешка сейчас не нужна – тебе нужно вспомнить все нюансы

Любой материал разбирай в медленном темпе – контролируй каждую мелочь. Спешка сейчас не нужна – тебе нужно вспомнить все нюансы. Старый материал не играй на память и на «ощущениях».

Как избежать заигрывания и заниматься осознанно:

- играй по составляющим - частями;
- даже известные тебе составляющие сверяй с нотами;
- играй от начала до конца не больше двух раз в день;
- играй составляющие в разном порядке;
- играй части произведения в обратном порядке - от последней к первой;
- занимайся с метрономом;
- отдавай предпочтение медленному темпу;
- ставь метроном на разные доли.

P.S.

Не держись за прошлое. Отталкивайся от того уровня, который ты имеешь сейчас. Не сравнивай текущий уровень с тем, что был до перерыва. При таком подходе ты не только восстановишь свои навыки, но и добьешься новых высот. У тебя появился шанс сделать все лучше, чем в прошлый раз. Теперь у тебя больше знаний.

Проконсультируйся с преподавателем хотя бы в начале восстановления
Проконсультируйся с преподавателем хотя бы в начале восстановления

Я советую тебе проконсультироваться с преподавателем. Хорошо бы регулярно заниматься с наставником. Если такой возможности у тебя нет, то проконсультируйся хотя в начале восстановления.

У тебя все получится – просто начинай действовать. По любым вопросам – пиши в комментарии. И не забудь поставить лайк! ;)