«Как это - сутками и месяцами быть один на один с самим с собой и со своим однозначным исходом» - эти строки из письма, случайно попавшего в редакцию 19rus.info, переворачивают сознание. Быть в одном шаге от смерти, думать только о ней и не сойти с ума - уже героизм... И это не преувеличение. Читайте.
Константин Кириллов третий месяц живет в отделении паллиативной медицинской помощи на базе Туимской участковой больницы. У него неоперабельный рак последней степени. Несмотря на уготованный жизнью приговор Константин Юрьевич держится молодцом. Он ведет общественную жизнь в интернете. Отвлекаться ему помогают ноутбук и возможность ходить. Да, для людей в хосписе это уже маленькое счастье.
Таких как Константин Кириллов в отделении немного. Сейчас всего три человека. Остальные лежат. Сутками и месяцами без возможности отвлечься на что-то иное, кроме мыслей о скором уходе. У большинства из них нет возможности пользоваться интернетом и даже элементарно смотреть телевизор. И именно об этом Константин Юрьевич написал... нет, не министру здравоохранения и даже не президенту.
Его сильное и пронизанное острой болью письмо адресовано олигарху Михаилу Прохорову. Обращаться в органы здравоохранения он не видит ни малейшего смысла. И вот почему.
«Я изучал нормативно-правовые документы относительно паллиативных отделений. Один телевизор предусмотрен в комнате психологической разгрузки. Представьте. На сегодня из 13-14 человек в нашем отделении ходячих всего трое. Остальные лежат. До какой комнаты психологической разгрузки они могут дойти?» - задает риторический вопрос Константин Кириллов.
За три месяца, что он находится в этом страшном месте, восемь человек уже умерли.
«Идет постоянное пополнение и уход. Вот такое это отделение. У нас у всех последняя ступенька в жизни, дальше спускаться некуда.
Вдумайтесь в то, что я написал (в письме Прохорову, - прим.ред.) Представьте, человек лежит сутками. Какие у него мысли в голове? Ему не на что отвлечься. Даже на телевизор. Вы должны прекрасно понимать, о чем они думают. Те заболевания, которые здесь есть, выравнивают абсолютно всех, несмотря на должность, количество денег в кармане».
Когда в 2017 году в Туимской больнице открывали паллиатив, о нем писали так:
«Отличается от обычных стационаров повышенной комфортностью, наличием специальных помещений».
На деле лежачие пациенты не имеют возможности смотреть телевизор, в отделении отсутствует бесплатная точка доступа к интернету, а в палатах, по словам пациента, нет пластиковых окон, что не позволяет проветривать помещения.
Об окнах Константин Юрьевич рассказал между делом, в письме о них не сказано ни слова. В обращении к олигарху Константин Кириллов просит не за себя. Он просит за безнадежно больных людей, не имеющих возможности даже вставать и думать о чем-то другом, кроме...
Обращение инвалида 1-й группы по трем смертельным заболеваниям к олигарху Прохорову (публикуется с согласия автора):
"Здравствуйте, Михаил Дмитриевич Прохоров! Я пишу Вам в надежде, что Вы откликнетесь на мое обращение, т.к. наши кураторы ничего видеть и слышать не хотят. А вопрос-то, собственно, небольшой. Волею судьбы и Всевышнего на склоне лет я оказался в паллиативном отделении (хосписе). У меня рак последней стадии и неоперабельный, так-что для себя лично я ничего просить не буду. А столкнулся я здесь со следующим.
В нашей Республике Хакасия всего два таких отделения, и не понимаю, как такое может быть, но в отделении из десяти палат нет ни одного телевизора, не говоря уже о выходе в Интернет. Люди, которые оказались на грани, не могут даже посмотреть новости или свой любимый сериал, они оставлены сами с собой.
Представьте, что это такое - зная, что всё, ты на краю - с этими мыслями жить изо дня вдень, из часа в час, из минуты в минуту, это страшно. Нет возможности отвлечься от этих мыслей.
Читать? Нет ни книг, ни прессы, да и не все это могут. Радио тоже нет. А то, к чему привыкли (к телевизору), его тоже нет. Я всего месяц здесь, но глядя на этих несчастных, которые и в здоровом виде не блистали интеллектом и не сумели создать себе заботу ближних, мне становится жутко от того, что я начинаю понимать, каково им с их мыслями о неизбежности и невозможности отвлечься, хотя бы глядя в телевизор.
Возможно, Вам покажется это мелким и незначительным Вашего внимания, но я прошу Вас хотя бы на минуту представить как это - сутками и месяцами быть один на один с самим с собой и со своим однозначным исходом. Прошу Вас, помогите нам. Ведь только представьте, какую помощь нашей жизни Вы окажете, купив десяток небольших телевизоров, и, возможно, подключив бесплатный Интернет.
Люди оживут. И пускай эйфория от Вашего поступка будет длится недолго, но сколько дополнительных дней, месяцев, а кому-то и лет добавит жизни! Мы все пришли в этот мир одинаковым способом и уходить будем все в одно место. И неважно, как человек прожил жизнь, чего сумел достичь, важно, что у него в душе. Если он сумел сохранить способность понимать (а значит, прощать), значит он стал Человеком. Так написано в Писании.
Мои попытки обращений по подобным вопросам к властям приводят лишь к бюрократическим извращениям и не более того. И вот в надежде, что все-таки должны быть на этой Земле Люди, я и решил написать Вам. Прошу прощения, если как-то скомкано все получилось, но уж как смог.
С искренней надеждой и уважением Кириллов Константин Юрьевич, инвалид 1-й группы по трем смертельным заболеваниям".
В ноги нужно поклониться персоналу
Собеседник 19rus.info особенно попросил отметить персонал отделения. Вот что он говорит о сотрудниках:
"Это Люди, именно так - с большой буквы. Очень приветливые и добрые, невзирая на работу, которую им приходится выполнять. А ведь у нас случаются и провокации, когда у кого-то не выдерживают нервы и он (или она) срывается на медперсонал, и, тем не менее, я ни разу не слышал, что бы на грубость было отвечено грубостью.
В ноги нужно поклониться этим людям, которые ухаживают за нами, нужно иметь поистине громадное Человеческое сердце, что бы здесь работать, получая при этом копеечную зарплату.
Желая хоть как-то отблагодарить этих людей, я в июне написал благодарственное письмо в министерство здравоохранения Хакасии и получил ответ за подписью бывшего министра, что всем сотрудникам отделения объявлена благодарность и решается вопрос о денежном премировании. Но министр уволился и все... Нет ни благодарностей, ни премий, ничего. Новому руководству от Минздрава теперь не до этих "мелочей".
Вот и глядя на медсестер, нянечек, реально видно, что они заложники системы и все, что они делают, это исходит из их души и сердец. За что и хочется поклониться, а тем, кто наверху, пусть будет стыдно за свое бездушие к своим работникам, не говоря уже о нас - стоящих на ПОРОГЕ".
P.S. Это письмо не попало бы в редакцию 19rus.info, если бы его не прислал на почту знакомый Константина. Согласитесь, чтобы обеспечить отделение паллиативной медицинской помощи в Туиме десятком телевизоров, не нужно быть Прохоровым. Это под силу и менее состоятельным людям с большим и отзывчивым сердцем.
А вот и сам Константин Юрьевич в палате паллиативного отделения. Фото публикуется с его согласия.
Справка
Хоспис - медико-социальное учреждение для оказания паллиативной помощи неизлечимым больным (преимущественно онкологическим) в последней стадии заболевания.
Редакция 19rus.info сделала официальный запрос в Минздрав Хакасии по озвученным в материале вопросам.