Найти в Дзене
Круто об искусстве

"Мадонна с младенцем и двумя ангелами" (1465) Филиппо Липпи. А МАДОННА ЛИ?

"Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью)" (1465)
"Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью)" (1465)

Мадонна изображена сидящей в кресле на фоне открытого окна, в котором виднеется далекий пейзаж. Это нарядно одетая дама с пухленьким младенцем на руках, которого поддерживают еще два мальчугана.

Кармелитский монах Фра Филиппо Липпи был далек от враждебности всему мирскому. Напротив, это один из самых жизнелюбивых художников своего времени. Он был очень непоседлив, много путешествовал и был даже во время одного путешествия захвачен корсарами и продан в рабство, из которого он вскоре освободился благодаря своему таланту живописца.

У него было много возлюбленных, а женился он на похищенной из монастыря Лукреции Бути, на что потребовалось специальное разрешение папы, которое помог ему выхлопотать его покровитель Козимо Медичи.

Мария выглядит на этой картине как реальная женщина, которую можно встретить на улицах Флоренции XV века, не только и не столько потому, что это время отмечено широким распространением в искусстве светских тенденции, но потому, что это, как полагают исследователи, СУПРУГА Липпи ЛУКРЕЦИЯ И ДВА ИХ СЫНА (Липпи вообще в образах Мадонн писал своих многочисленных возлюбленных, после брака - жену).

Фрагмент
Фрагмент

❗То есть по сути перед нами СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ, а не алтарный образ. Только чуть заметный прозрачный нимб над головой женщины и крылышки за плечами младенца напоминают о религиозном сюжете. Липпи ВОСПЕВАЕТ ЗЕМНУЮ ПРЕЛЕСТЬ ФЛОРЕНТИЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ, а не непостижимую красоту божественного предназначения Девы Марии.

Мягкий свет, окутывающий фигуры, нежность цвета, плавность и гибкость линий делают "Мадонну с младенцем и двумя ангелами" (второе название "Мадонна под вуалью") одной из самых проникновенных и красивейших картин художника.

Фрагмент
Фрагмент

Приглядитесь КАК прописаны завитки золотых волос мальчуганов и прозрачные ткани вуали. Особенно примечателен нимб над головой Марии: из золотого круга, каким он был у Чимабуэ и Дуччо, нимб у Липпи превращается в тончайшую, еле приметную, белую окружность. В высшей степени аристократично и манерно (этот аристократизм хорошо усвоит Боттичелли, учителем которого был Липпи, а у Леонардо да Винчи нимб исчезнет совсем)

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм