Дорогие читатели, чем меньше противоречий в УД, тем легче разобраться в нём. А в таком запутанном деле, при недостатке улик, каждая мелочь имеет своё значение. Вот и слова инженера Энерголесокомбината Дряхлых о том, что туристы приехали 27 января, а не 26, как было на самом деле, должны иметь под собой некую подоплеку и забывчивость здесь не причем.
27 января 1959 года начался 21 съезд КПСС и такое событие забыть невозможно. Тем более в поселок приехал киномеханик. И скорей всего, в первый раз, за всё существование поселка лесорубов, рабочие увидели сразу 3 фильма. И от того, на следующий день, в честь 21 съезда КПСС сделали выходной.
Дневник Юры Юдина
"Лесоучасток около 200-150 км от такого северного городка как Ивдель. Нет радио, нет газет (До сих пор не могут проверить лотерею я обещал им прислать сразу же из Свердловска эту газету). Живут в общежитии. Никакого порядку, но люди есть люди везде. Читают, что есть под руками и как поют".
Как видим из записей Юдина, в поселке 41 Квартал, нет никаких развлечений, кроме задушевных песен. Но на это есть веские причины. В эти суровые места приезжают не за развлечениями, а работать и притом вахтовым способом. Отдыхать, как говорится, некогда.
Яндекс. Эфир. Версия Кочеткова №29
И тогда возникает справедливый вопрос: «Как в поселке лесорубов оказался киномеханик везущий фильмы для сотрудников лагерей в честь открытия 21 съезда КПСС?». Ведь туристы ехали на попутной машине не до 41 Квартала, а до 2 Северного рудника. О чем есть свидетельства в материалах УД.
Телеграмма Рустема Слободина, 26 января 1959 года
"26/1-59. 10 часов утра. Привет оседлым свердловчанам! Вчера благополучно доехали до пос. Вижай. Сейчас на спец. машине едем в исходный пункт- 2 Северный".
Получается, туристам выделили спец. машину 26 января до 2-го Северного рудника, а не до 41 Квартала. И как бы в подтверждение этому, запись в дневнике Люды Дубининой, за 26 января: «Вообще нам надо было на Северный 2-й, но дело шло к вечеру и мы решили остановиться на 41-ом».
Но со слов Уфимцева, ситуация выглядит по-другому, оказывается он, совместно с Блиновым, «заказали телефон Вижая и разговаривали с работником Лага тов. Хакимовым, который сказал, что они группу Дятлова подвезли на машине до рудника Северный 27 января». О чем подтверждает Дряхлых в своих показаниях. На первый взгляд, противоречия кажутся неразрешимыми, но на помощь приходит дневник Юрия Блинова, в которой он сообщает важную информацию, которой нет в других известных источниках.
Дневник Юрия Блинова
"Полетели четверо: командир, штурман, инженер (он доставал Дятлову машину, чтобы она их отвезла от Вижая до 41–го участка, а дальше на лошади они довезли рюкзаки до 2-го Северного поселка) и полетел еще я".
Вот и всё встало на свои места. Инженер, который доставал Дятлову машину, ни кто иной, как товарищ Дряхлых. Но машину он доставал не для туристов, так как не знал, что они едут в поселок лесорубов, а для своих нужд. Он уговорил Хакимова, чтобы киномеханик ехал в Ушму не 27 января, а на день раньше, чтобы 26 января показать фильмы лесорубам.
Как вы понимаете, Энерголесокомбинат не входил в структуру ИвдельЛАГа, а значит, Хакимов не мог специально послать туда киномеханика. По накладным, скорей всего, выходило, что спец. машина выехала 27 января, а не 26. Вот почему Дряхлых на допросе сказал, что туристы приехали 27 числа, чтобы не подставлять Хакимова.
Яндекс. Эфир. Версия Кочеткова №37
Всё оказалось намного проще, чем представлялось изначально. Инженер Дряхлых давал ложные показания, чтобы прикрыть Хакимова, так как чувствовал свою вину за сложившуюся ситуацию. И значит, некий преступный сговор или забывчивость здесь не причем. Всему виной личный интерес. Статья закончилась, но не история. Продолжение следует…