Найти тему

Почему мы продолжаем смотреть Формулу-1, хотя гонки стали откровенно скучными

В последние несколько лет я всё чаще задаю себе этот вопрос – зачем и почему я продолжаю смотреть Формулу-1? Гонки стали откровенно скучными, интрига в большинстве случаев отсутствует. Зрелище прямо сказать унылое. По истечении полутора часов просмотра гонки возникает ощущение впустую потраченного времени.

При этом я поклонник Формулы-1 со стажем. С 1992 года, когда её только начали показывать по нашему ТВ, я практически не пропускал трансляции. Карьеры многих чемпионов за это время начались и завершились. Я даже смотрел гонку из 6 машин в Индианаполисе, когда многие повыключали свои телевизоры с досады.

Формула-1 перестала приносить радость, она стала какая-то совсем «рафинированная». Доминирование одной машины и одного гонщика было и раньше. Даже в 1992 году, когда мы только открывали для широкой аудитории мир королевских гонок. Но тогда всё было в новинку.

Сегодня, чтобы гонка получилась интересной, должны приключиться все катаклизмы разом. Чтобы у фаворитов сломалась техника, лидеры много раз наошибались на трассе, да ещё и погода несколько раз спонтанно и резко изменилась. Но при этом – в лёгкой форме, иначе гонку остановят или вообще отменят.

Заезды в Формуле-1 часто называют «трамвайными гонками». Пилоты ещё на старте выстраиваются в процессию и едут так до финиша. Перестановок – практически нет. Правила постоянно корректируют, даже собирается специальная комиссия ФИА, изучающая вопросы зрелищности, но всё это впустую.

Сюжет Формулы-1 последних лет очень напоминает свободные демократические выборы в тоталитарной стране. Участвовать в них могут многие, но победитель заранее известен, как и его партия. Проблема не в том, что достойных оппонентов нет. Победить в Формуле-1 можно только на достойной технике, а в последние годы мы наблюдаем «эпоху самовозов».

Иными словами, при равных условиях, на победу могут претендовать лишь избранные, а то и вовсе один явный фаворит. Очень большой контраст с Moto GP и Индикар, сериями, в некотором смысле конкурирующими с Формулой-1.

Ещё один атрибут королевских гонок – это деньги. Без хорошего бюджета профессиональный автомотоспорт нельзя себе представить. Спонсоры нужны везде, но именно в Формуле-1 это так очевидно влияет на расклад сил.

Многие толковые и перспективные пилоты остаются за бортом, а богатые – продолжают выступать. На таком высоком уровне уже давно нет откровенно слабых участников, даже рента-драйверы должны «соответствовать». Но то, что сейчас происходит в Формуле-1, – это явный перебор. Мы наблюдаем, как очень богатый человек хочет купить чемпионство для своего сына. Для этого нужно «совсем немного» - дать ему «самовоз», а как притормозить напарника – это уже вопрос решаемый…

Изначально Формула-1 организовалась как чемпионат конструкторов машин, даже само название «формула» обозначает некий свод правил, регламент, по которому должны строиться болиды. Сегодня в «Формуле-1» регламентировано практически всё. В машинах свод правил вникает в каждый сантиметр и элемент. Есть подробнейшие инструкции для пилотов, команд, трасс, процедур старта – формализовано практически всё.

На деле мы видим сложнейшую систему запретов – ведь штраф можно получить практически на ровном месте! Зачастую Формула-1 превращается в театр абсурда. По этому поводу вспоминается, как пару лет назад Даниил Квят в радиопереговорах с инженером назвал это «чёртов цирк».

Но мы всё равно продолжаем следить за Формулой-1… По привычке? По инерции? С надеждой, что внезапно всё изменится, и вернутся времена «золотой эры» начала 80-х? И гонки станут как в 1982 году – и по духу, и по результатам…

Вряд ли. Размышляя над этим, я пришёл к мысли, что нас привлекает другое. В формуле-1 во все эпохи, и в наше время в особенности присутствует идея «борьбы с системой». Для человека вообще характерно стремление к свободе, к преодолению ограничивающих факторов.

В строго регламентированной Формуле-1, где всё запрещено, ограничено и формализовано, всегда находятся лазейки в правилах. Гениальные конструкторы ловко обходят правила, пилоты – творят чудеса на трассе. Наше внимание привлекают люди и события, которые бросают вызов системе и обходят запреты и ограничения.

В 2009 году Росс Браун выиграл чемпионат, ввязавшись в авантюру с покупкой команды. Тот сезон был во многом «разрывом шаблона». Чемпионский сезон Нико Росберга был интересен тем, КАК он добывал свой титул, ведь во многом он победил «непобедимого» Льюиса за пределами трассы.

Да, со спортивной точки зрения гонки Формулы-1 скучны и однообразны. Коммерческая составляющая шоу превалирует всё больше, даже инновационная графика по большей части раздражает и выглядит глупо.

Но Формула-1 – это нечто большее, чем полтора часа гонок по воскресеньям, это не только машины, но и люди. Это как отдельный мир. Пока технологии не вытеснили гонщиков из кокпитов, всегда будет оставаться надежда увидеть интересный сюжет. Мы будем с нетерпением ждать появления харизматичных личностей, которые будут переворачивать всё с ног на голову и расшатывать устоявшиеся порядки.

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!