Найти в Дзене

История Far Cry. Развитие, или деградация? Часть 2

Far Cry 3: Blood Dragon. 2013 г.

Через год третья часть получила, как бы дополнение, но дополнение самостоятельное, и настолько необычное, что о нём нельзя не рассказать. Есть личное мнение, что Кровавый Дракон – последняя игра серии, в которой разработчики набрались смелости и решили соригинальничать. Всё что будет после – будет следовать в ранее проложенном фарватере, без свежих взглядов, но тогда Ubisoft явила действительно нечто необычное.

Blood Dragon – это футуристический боевик с примесью киберпанка, в котором хоть и угадывались технические приёмы и анимация Far Cry 3, но который при этом выглядел совершенно особенно. Для многих эта игра стала самой любимой в новейшей истории этого сериала, продолжения которой они долго, но безуспешно требовали.

Чем же так расположил к себе Blood Dragon? В чём его секрет? Во-первых, атмосферой альтернативных американских 80-х. Музыка, техника, элементы одежды – всё подходило под ту эпоху, что было весьма необычно. Никто такого ранее не делал, и людям это нравилось. Во-вторых, юмором. Игра не стеснялась казаться смешной, но, в то же время она была достаточно сложной. По причине некоторой её замкнутости, разработчики имели возможность приготовить множество постановочных боёв, побеждать в которых сходу было непросто. Динозавры, стреляющие лазерами из глаз, здесь также были, кстати. В итоге это дополнение, если верить Википедии, стало самым загружаемым дополнением не только для Far Cry, но и для Ubisoft вообще. Ну, оно и не удивительно, ибо фактически это была отдельная, смелая, пусть и не без недостатков игра.

Что помешало ей стать настоящим хитом, заслуживавшим продолжения? Видимо, однообразный дизайн уровней, не самый внятный сюжет с большим количеством клише, и темнота. Создателям Blood Dragon, видимо, нужно было всячески подчёркивать неоновую сущность картинки, выделять её светящиеся цвета, поэтому всю кампанию игроков сопровождала глубокая ночь с сиренево-фиолетовым оттенком. Некоторым надоедал подобный дизайнерский подход, и они стремились назад, на свет к тропическому острову Рук Айленд, где как всегда было много незаконченных дел.

Тем не менее, эксперимент удался. Многие игровые издания отмечали Кровавого Дракона в числе лучших игр года, а геймеры удостоили сей шутер оценкой в 8,3 балла в среднем за все три платформы.

Far Cry 4. 2014 год.

Спустя год после выпуска PlayStation 4 и Xbox One, Ubisoft презентует обещанный Far Cry 4, который предсказуемо запускается и на прошлом консольном поколении. С обложки новой части на нас угрожающе смотрел белокурый злодей в экстравагантной одежде, за которым высился пик заснеженной горы, сильно напоминающей Эверест. Последнее подтвердилось целиком и полностью: выдуманный регион Кират, чьё название позаимствовали, видимо, с Кират-Чули – одной из вершин горного массива Гималаев, находится где-то в районе Тибета, где по-феодальному властвует злой и опасный тиран, имеющий к тому же ещё и известную сексуальную ориентацию. Короче, настоящий канонический негодяй.

Однако игрой года шутер не стал. Сказать, что он прямо-таки не понравился и провалился – нельзя. Несмотря на попытки внести разнообразие, игра была очень похожа стилистически и геймплейно, что в итоге сказалось, как на финансовом результате, так и на оценках: 82 балла от прессы в среднем, и 7,4 балла от геймеров на Metacritic.

Игру поругивали за явное копирование прошлой части, включая сюжет, и за всё то, за что часто перепадало и третьей части. Например, за ненужный, отвлекающий контент, типа всяких побочных квестов, связанных с охотой на животных и так далее. Повсюду было столько «песочных» миссий, что многим было непонятно, за что хвататься, чтобы продвинуть уже кампанию вперёд. Задумка разработчиков была предельно ясна: растянуть прохождение на сотню часов, однако для достижения этой цели они использовали неправильные инструменты – забрасывая каждые 10 квадратных метров игровой карты какими-то объектами для взаимодействия. Но самое печальное в том, что этот трюк Ubisoft повторит ещё не раз, и можно сказать, что Far Cry 4 был не так уж и переполнен, по сравнению с будущими частями.

Но были ли у игры достоинства? Конечно, были. Это и улучшенная картинка, и более качественная стрельба, и злобный главный герой, которого к середине кампании многие уже ненавидели, и грамотное техническое исполнение. Шутер не запятнал себя какими-то особенными глюками, за что разработчикам, конечно, спасибо. Отдельно проект можно было похвалить за возможность играть в кооперативе с человеком, не имеющим своей копии. Эта функция была доступна подписчикам PlayStation Plus, хотя и работала она всего 2 часа, но зато пригласить можно было до десяти друзей. Однако, несмотря ни на что, сериал потихоньку скатывался в конвейерное повторение.

Far Cry Primal. 2016 г.

И ещё одно серьёзное и самостоятельное ответвление, типа Кровавого Дракона, только на этот раз разработчики пригласили игроков не в альтернативные 80-ые, а в куда более древние времена – в эпоху мезолита, также известную как Средний Каменный век, имевший место быть около 10 000 лет назад. Динозавров уже не было, но мамонты и саблезубые тигры ещё были.

Истинное название шутера, который оказался вовсе не шутером – первый и последний раз в серии, кстати – держалось в секрете до последнего. И только после первого тизера, чья трансляция затянулась на много часов, стало понятно, что речь идёт о каких-то древних веках, когда люди жили в пещерах, и ходили в шкурах. Это как-то сходу охладило пыл некоторых поклонников, любящих бегать и стрелять, поскольку со стрельбой в игре под названием Far Cry Primal, было очень плохо. Из того, чем можно было поразить противника на расстоянии, были метательные ножи, самодельные бомбы, копьё, луки и праща. С одной стороны – не мало, но с другой, из очереди по толпе врагов уже не вмажешь.

Всё это отразилось и на оценках. Вердикт Metacritic оказался таков: 75 баллов от прессы, и 6,2 балла от геймеров. Ещё не провал, но уже очень близко. Этот вердикт впоследствии станет нормой для будущих частей. Впрочем, тенденция прорисовывалась чётко: со времён Far Cry 2, на тот момент каждая новая часть в целом получала оценки всё ниже и ниже.

Удивительно, но Far Cry Primal ругали практически за всё то же самое, за что досталось и четвёртой части: карта была перенасыщена различным контентом. От опасных животных, ждущих героя на каждом углу, было просто не продохнуть, зато авторы сэкономили на диалогах. По сравнению с прошлой частью, можно сказать, что здесь их практически не было. Из-за этого и главный герой, и главный злодей оказались на редкость безликими ребятами. Первый не вызывал сопереживания, второй – не вызывал ненависти. Это сказалось и на тираже. Точных данных Ubisoft не приводит, но в 11-ти играх компании, преодолевших на май этого года отметку в 10 миллионов, Far Cry Primal нет.

Пресса тогда писала, что экшен получил цельный и атмосферный мир, напряжённый геймплей, интересные механики разведки и охоты, но при этом добавляла, что кампания утомляла однообразными сражениями, малым количеством оружия, большим количеством упрощений и кучей шаблонов. А ещё был занятный скандал с копированием участка карты из Far Cry 4. Русла рек и рельеф одной из частей мира совпадали стопроцентно, несмотря на то, что в Far Cry 4 у нас были Гималаи, а в Far Cry Primal территория современной Румынии.

В общем, вне зависимости от того, понравилась лично вам эта игра, или нет, общие тенденции выпирали слишком явно: Ubisoft ударилась в самокопирование, и даже оттягивание сюжета в Каменный век, не спасло разработчиков от обвинений в этом.