Найти в Дзене

Юрий Каюров: «Каков материал, такого Ленина мы и изображаем…»

Оглавление

Автор текста:

Алексей Мокроусов

30 сентября [2017 года] исполняется 90 лет выдающемуся русскому актеру Юрию Каюрову.

В Малом театре по-прежнему идет «Вишневый сад», поставленный когда-то Игорем Ильинским. Роль Фирса в нем исполняет 90-летний Юрий Каюров – выдающийся актер, еще в 60-е прославившийся работами в кино, от «Долгих проводов» Киры Муратовой до «Шестого июля» Юлия Карасика по сценарию Михаила Шатрова. В «Шестом июля» Каюров исполнил роль Ленина, его игра стала событием в тогдашней веренице образов вождя, это и сегодня воспринимается как грандиозная актерская работа. Каюров играл Ленина умного, думающего, жесткого и в то же время способного воздать должное противникам. Фильм стал одним из лидеров проката – по популярности он обошел не только «В огне брода нет» или «Служили два товарища», но даже «Доживем до понедельника».

В этом году фильм вновь показали на фестивале «Белые столбы», и он снова стал событием. В 1970-м едва не получил Ленинскую премию, но против него выступили охранители догматического подхода к истории. Одна из резко критических статей была напечатана в 13-м номере «Огонька» за 1970 год, где сотрудники кафедры истории КПСС Московского государственного университета имени Ломоносова, профессора Н.В. Савинченко и доцент А.И. Широков, утверждали: ««Мы убеждены, что фильм «Шестое июля» не служит воспитанию зрителей. «Историческое событие – разгром мятежа левых эсеров – показано в кривом зеркале. Историческая правда не на стороне авторов фильма. Мы согласны с критическими замечаниями группы историков, высказанные в журнале «Коммунист» (№ 9, 1969) по адресу пьесы М. Шатрова «Шестое июля» и одноименного фильма. Там говорилось, что в пьесе и фильме нарушена историческая правда: главное внимание сосредоточено не на деятельности В.И. Ленина, ЦК партии большевиков, возглавивших разгром левоэсеровского контрреволюционного мятежа, а на лидере «левых» эсеров Спиридоновой и ее окружении. Считаем, что фильм «Шестое июля» Ленинской премии не заслуживает, не заслуживает потому, что далек от правдивого художественного воплощения в киноискусстве такого события, как разгром Советской властью контрреволюционного мятежа «левых» эсеров в 1918 году в Москве».

В начале интервью корреспондент MoReBo замечает на журнальном столике юбиляра сборник Юрия Трифонова с «Отблеском костра».

- Вы любите Трифонова? Я им зачитывался в молодости…

- Стоит того. Мне он всегда нравился, с тех пор как он появился в литературе, я проникся к нему симпатией, так он до сих пор у меня…. нет-нет, достанешь и перечитаешь. У меня и Бунин читан-перечитан весь, если чего-то в жизни не хватает, берешь с полочки Бунина.

- Стихи или рассказы?

- Ну, стихи… "Жизнь Арсеньева" – можно читать три раза, так хорошо написано. Были писатели!

- А современников не читаете?

- Современники как-то редко попадаются. Недавно сын принес книгу Сергея Шергунова о Катаеве – вот такой (разводит руками. – Ред.) кирпич, 800 страниц, интересно! Он его так раскопал, он талантливый…. В свое время я Катаева любил, перечитал его всего.

- И в театре, и  кино в основном вы играли русскую классику. А зарубежную практически нет – неинтересно?

- Я не создан для Шекпсира, я нешекспировский артист. Вот вышел у нас в театре «Король Лир», так я его до сих пор не посмотрел. У Шекспира я люблю комедии – «Двенадцатую ночь», «Сон в летнюю ночь». Конечно, я все остальное видели, и «Гамлета» тоже смотрел, но лишний раз на драмы его не не пойдешь, тот же «Макбет» – это страшно.

- А «Фому Гордеева» Горького с вашим участием посмотришь, так тоже становится не по себе.

- Почему же, Яков – вполне рассудительный персонаж.

- Судя по вашей книге мемуаров, вам нравится заграницей. Вы столько путешествовали уже в советские времена, всю Европу объездили, и не только… Жизнь сильно отличалась от существования среднестатистического человека.

- Это были либо гастроли, либо туристические путешествия, которые организовывали для Малого театра – Болгария, Япония, у нас была прекрасная актриса Татьяна Петровна Панкова, у нее были какие-то связи в МИДе, она умела организовать такие поездки – сесть в Одессе на теплоход «Латвия» и чесать через все Средиземное море, Стамбул, Неаполь, Марсель...

- Вроде бы вас не любила тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева? Из-за нее вроде не пускали в поездки и даже не дали Ленинской премии за фильм «Шестое июля»? Или решающую роль сыграла все же статья в «Огоньке»?

- Да, в 1970-м, при редакторе Анатолии Софронове, появилась статья двух авторов, направленная против фильма. Видимо, решили, раз Юлий Карасик и Михаил Шатров евреи, мы им сейчас покажем, журнал возымел тогда против фильма… И еще в ЦК этим тоже озаботились, там был тип, который курировал публикацию. А у нас ведь была кипа восторженных рецензий и статей – и Сергея Герасимова, и Григория Чухрая!

- Документы для подачи на Ленинскую премию уже были собраны?

- Я говорил сразу после премьеры Карасику – Юлий Юрьевич, Ленинская еще не скоро, через два года, давайте сейчас подадим на Государственную, спокойно проскочим? А он – ты ничего не понимаешь, подавать надо только на Ленинскую. В общем, прошло время, выяснилось, я был прав. Фильм так ничего толком и не получил, после того как ему не дали Ленинскую, все от него отвернулись. Раз нас скинули с Ленинской, дело посчитали закрытым. Да сегодня, когда вспоминаешь ту историю, все кажется уже и неважным.

-  Недавно пересматривал «Шестое июля» - выдающееся кино, динамичное, умное, смотрится на одном дыхании.

- Недавно у Аллы Демидовой был день рождения, и она попросила, чтобы по каналу «Культура» показали именно «Шестое июля». Демидова там запоминается навсегда, замечательно играет Спиридонову..

- Кажется, в речи на V съезде Советов она искренне ненавидит большевиков и Советскую власть.

- Это да. Она даже говорит иногда, что переиграла тогда меня.

Юлий Юрьевич Карасик был очень въедливый режиссер, он «сидел на человеке», он в тебя вталкивал и вдалбливал свое видение. Конечно, я не сопротивлялся, но иногда старался смягчить его требования. Когда надо было снимать речь Ленина на съезде после выступления Спиридоновой, он сказал – пойдем в просмотровый зал, посмотришь, как записала речь Демидовой. Поглядел – да, лихо. Но понял – нет, кричать после ее крика не надо, и действительно, это сработало.

- В одном из интервью Демидова сказала, что теперь хоть и против показа тиранов на экране, но вашей работой она довольна, видно, как ваш Ленин думает на экране. И это действительно отличный монолог, где виден процесс мышления, которое происходит прямо на глаза зрителя. Наверное, было много дублей?

- Нет, всего пара, кажется. Там можно было, конечно, сперва снять, а потом дать его с перебивками, какие-то кадры вставлять, но речь была снята сплошняком, десять минут, кажется, и это немыслимо, но так она и показана целиком.

Далее https://morebook.ru/tema/segodnja/item/1505776412217