Найти в Дзене
Москва 24

Угадаете с первых нот: 5 лучших фильмов с музыкой Таривердиева

Оглавление

15 августа известному композитору Микаэлу Таривердиеву могло бы исполниться 89 лет. Он написал музыку более чем к ста фильмам. Предлагаем вспомнить и пересмотреть самые известные из них.

Фото: tariverdiev.ru
Фото: tariverdiev.ru

"Любить…"

Михаил Калик снял четыре новеллы о любви в стилистике документального кино и соединил их в фильм "Любить". Разные, как и сама любовь, но соединенные незримым, но осязаемым, как само чувство, сходством.

Как утверждали коллеги композитора, Таривердиев любил работалось с Каликом, это был гармоничный и плодотворный творческий тандем. Именно с его фильмом "Человек идет за солнцем" связан первый публичный успех композитора. Калик и Таривердиев должны были представлять этот фильм на кинофестивале во Франции. Калика, который побывал в лагерях, не выпустили из страны, а ехать в одиночестве Таривердиев отказался. При этом Иван Пырьев, который в то время возглавлял Союз кинематографистов, пригрозил композитору, что если тот не поедет, станет невыездным. Таривердиев решения своего не изменил, поэтому впоследствии целых 12 лет не мог покидать территорию СССР.

"Король-олень"

Музыкальную театрализованную сказку режиссера Павла Арсенала сняли по одноименной пьесе Карло Гоцци. Песни, музыку к которым написал Таривердиев, в фильме исполнили Алла Пугачева, Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Олег Ефремов и Олег Табаков. Как рассказывал композитор, он всегда писал свою музыку очень быстро и не позволял вмешиваться в ткань своего произведения: если кому-то что-то в его композиции не нравилось, он вообще не разрешал ее использовать.

Фото: Кадр из фильма "Король-олень"
Фото: Кадр из фильма "Король-олень"

"Все, что сделал Микаэл Таривердиев, будь то камерная вокальная лирика или его популярные работы в кино, – невероятно высоко. Он – отражение нашего века. Он нашел свой язык, совершенно неординарный и единственно ему присущий. Я не знаю другого такого композитора, который мог бы писать так изысканно и в то же время просто. Хотя его музыка совсем не проста для тех, кто берется ее исполнять. Она требует профессионализма, тонкости", – говорила о композиторе певица Зара Долуханова.

"Мой младший брат"

Фильм Александра Зархи по настроению и характеру абсолютно таривердиеский. Музыка композитора легка и ненавязчива, но запоминается с первого просмотра.

В основе фильме – книга Василия Аксенова "Звездный билет", писатель совместно с Михаилом Анчаровым и Александром Зархи написал сценарий к этой ленте. "Мой младший брат" стал "звездным билетом" в большое кино для актеров Олега Даля и Александра Збруева. Именно после этой ленты Збруева начали называть русским Алленом Делоном, а Людмилу Марченко – советской Брижит Бардо.

Фото: tariverdiev.ru
Фото: tariverdiev.ru
"Его поведение, его человеческое, художественное, музыкальное, мужское поведение было безупречным, – говорила о Таривердиеве Бэлла Ахмадулина. – Не могу предположить, чтобы он когда-нибудь в этом смысле ошибся, оступился. Это было всегда соотнесено с музыкой. Дисгармония была невозможна. Если бы я умела сочинять музыку, я бы написала какую-то музыкальную фразу и эта фраза соответствовала бы изяществу его силуэта, изяществу его походки и великодушию его всегда вспомогательной, дарующей руки".

"Семнадцать мгновений весны"

Культовый 12-серийный телефильм Татьяны Лиозновой по одноименному роману Юлиана Семенова. Драма о советском разведчике Штирлице по-прежнему входит во всевозможные подборки обязательных к просмотру картин. Не последнюю роль в том, что лента стала столь популярной еще на этапе премьерных показов, сыграла музыка.

Музыку к фильму написал к тому времени уже востребованный в качестве кинокомпозитора Микаэл Таривердиев, а слова песен – известный поэт Роберт Рождественский. Этот тандем записал самые, пожалуй, узнаваемые "Мгновения" и лирическую "Песню о далекой Родине".

Изначально песни в кинофильме должен был исполнять Муслим Магомаев, он даже успел их записать. Однако, как потом рассказывал Таривердиев, для этой картины нужен был другой голос. И этим голосом обладал Иосиф Кобзон. Именно после этой ленты раскрылась присущая певцу манера исполнения, по которой его можно с легкостью узнать сейчас.

"Семнадцать мгновений весны" имели колоссальный успех. Песни из этого фильма исполнялись по радио и телевидению бесконечно. Композитора начали буквально разрывать на части – его популярность была заоблачной. Но нашлись и "доброжелатели", которые говорили, что Таривердиев "позаимствовал" музыку у композитора Франсиса Лея.

Фото: кадр из фильма "17 мгновений весны"
Фото: кадр из фильма "17 мгновений весны"

"Я, как всегда, когда пишу музыку к фильму, стараюсь поставить себя на место героя, – рассказывал впоследствии Микаэл Таривердиев. – Писать музыку к обычному политическому детективу было неинтересно, да, наверное, и неправильно. И я стал думать о том, что испытывает человек во время этой страшной войны, когда был заброшен в Германию за много лет до нее. Ведь Штирлиц – герой собирательный, такой человек существовал, их было трое, тех, кто работал в высших эшелонах немецкой власти. Двое были раскрыты и погибли, один остался жив. Так что же должен чувствовать этот человек? Ну конечно, меру ответственности, чувство долга. Но что главное? Мне казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. А что такое тоска по дому? Это тоска по людям, по жене. Это очень романтично, но что-то не то. А может быть, все-таки тоску по небу, своему небу? Ведь небо везде разное. Вот одно небо ялтинское – оно совершенно другое, совершенно другое, чем в Москве. Небо в Берлине – тоже. Состав воздуха, химический, наверное, один и тот же, я понимаю. Но оно другое, это небо. Небо совершенно другое в Америке, небо другое в Японии, небо другое в Мексике. Я видел это. И не потому, что там жарче или холоднее. Оно другого цвета, оно вызывает другие ощущения. И вот я сделал эту тоску. Не по березке, а по небу. По российскому небу".

"Ирония судьбы, или С легким паром!"

Фото: кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Фото: кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Без этой картины, ставшей классикой отечественного кино, кажется, Новый год не будет настоящим праздником. 1 января 1976 года, когда лента впервые вышла на экраны, ее посмотрели около 100 миллионов зрителей. А через неделю показ повторили – по многочисленным просьбам аудитории. И легендарными стали не только диалоги и отдельные фразы персонажей, но и музыка Таривердиева – снова узнаваемая и легко запоминающаяся.

"Мне всегда в кино было чрезвычайно интересно, – говорил Таривердиев. – Я любил эту атмосферу, в кино я мог ставить разнообразные творческие эксперименты, и это превращалось в своего рода топливо для работы в других жанрах. И, наконец, кино и телефильмы давали выход на несравненно большее число зрителей. Вообще я убежден, что если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино".