Найти тему
Марина Багаева

Эмоциональный интеллект с детства

"Пепел и снег", Грегори Кольбер, 1992
"Пепел и снег", Грегори Кольбер, 1992

Способность правильно распознавать свои эмоции и управлять ими – залог легкой и счастливой жизни. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, а начинать лучше с раннего возраста.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым эмоциональным интеллектом неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат.

Для развития эмоционального интеллекта у детей можно использовать простые упражнения-игры, которые с легкостью можно добавить в повседневную деятельность.

  • Во время чтения книг или просмотра телепередач, мультфильмов обращайте внимание ребенка на то, какие эмоции испытывают герои. Спрашивайте его, почему тот или иной герой радуется, почему он печалится или злится. Обращайте внимание на то, как именно герои выражают эмоции, как они справляются с ними. Спрашивайте, как еще можно было бы выразить те же самые эмоции без вреда для других людей. Поинтересуйтесь, какие из перечисленных эмоций уже испытывал ваш ребенок и почему.
  • Покажите ребенку какую-либо эмоцию и попросите его угадать ее. Затем поменяйтесь ролями. В дополнение можно попросить ребенка не только угадать эмоцию, но и повторить ее. 
  • Перед сном спросите ребенка, какие эмоции он испытывал в течение дня. Что его порадовало? Чему он удивился? Почему огорчился? Что еще он чувствовал в той или иной ситуации? Благодаря такому упражнению, ребенок научится называть свои чувства и рассказывать о них, а это будет важным шагом к умению контролировать себя. 
  • Вместе с ребенком нарисуйте, например, четырех персонажей, первый из которых испытывает радость, второй — удивление, третий — огорчение, четвертый — злость. 

Данные упражнения можно дополнять или усложнять — все зависит от возраста ребенка. Например, можно увеличивать количество эмоций, которые малыш должен изобразить, или задавать ему больше вопросов о том, что он чувствовал в течение дня.