Я уже объясняла, почему детям нельзя запрещать плакать, но при этом важно уметь ограничить недопустимое поведение.
Есть вещи, которые желательно позволять всем детям. Например, совершенно естественно для любого ребёнка пачкать одежду, бегать, корчить рожицы и т.д. Однако «детскость» в поведении важно не спутать со вседозволенностью. Вседозволенность - это разрушительное, деструктивное, опасное для ребёнка и окружающих поведение. Грубо говоря, злиться можно, а бить - нельзя. Ревновать можно, а оскорблять - нельзя. Чтобы не допустить такого, родителям стоит установить границы, правила поведения. Каждый родитель устанавливает свои правила. Они напрямую связаны с ценностями конкретной семьи.
❓Как же устанавливать правила?
❗️Хорошей идеей будет попросить ребёнка после проступка или конфликта самому предложить, как ему стоит себя вести и в чем себя нужно ограничить. Маленьким детям можно предлагать решения, а дети постарше уже сами могут сказать, как, по их мнению, было бы справедливо поступить. Пусть ребенок предлагает разные варианты, а вы вместе решите, что выбрать в итоге. Полезно натолкнуть детей поразмыслить о том:
- справедливо ли то или иное решение?
- как себя будет чувствовать ребёнок?
- как себя будут чувствовать другие?
☝🏼Важно учитывать и обстоятельства. Например, то, что недопустимо в обычное время, можно простить ребенку во время болезни, адаптации и т.д. Также важен возраст ребёнка - разве можно отчитывать трехлетку за то, что он не высидел спектакль до конца и начал хныкать? Со временем ситуация обязательно изменится.
P.s. Но не только ограничения помогают детям лучше контролировать свои эмоции. Хорошо работает и похвала (и другие способы поощрения) в моменты желаемого родителями поведения. Об этом взрослые почти всегда забывают. Просто скажите: «Ты сегодня сам поделился с малышом игрушками, хотя это были твои любимые вещи. Видел, как он обрадовался? Я была очень горда тобой!». Если регулярно подмечать хорошее, то со временем понадобится все реже говорить о плохом.