Что дает человеку вера в Бога? Шестая глава книги пророка Даниила очень тесно связана с этим вопросом. В главе три группы действующих лиц: Дарий, Даниил и сатрапы. При этом действие разворачивается в двух направлениях: Даниил-сатрапы и Дарий-сатрапы. И, как видно из структуры главы, отношения Даниила с сатрапами служат фоном к истории Дария, которая поставлена Даниилом в центр повествования.
Так что же дает человеку вера в Бога? Ответ, который лежит на поверхности, говорит об успешности. При условии, что человек верит Богу (а, с библейской точки зрения, это подразумевает доверие и верность), он достигает определенных успехов, поскольку начинает выделяться на фоне неверующих людей. Вера в Бога облагораживает и развивает человека как личность. Повторяю: при условии, что она подлинная. Однако, для успешности одних личностных и профессиональных качеств мало. Необходимо еще кое-что. И это «кое-что» - руководители, которые мыслят здраво. Для успешности, нужны люди, которые руководствуются чем-то большим, чем гордыня и предубеждение и зависть. Так было, например, с Омаром Хайямом. Собственно, сама история Даниила свидетельствует об этом. При Навуходоносоре Даниил был успешен. При его приемниках — его забыли. Не в том смысле, что о нем не помнили, а в том, что его не хотели помнить.
Но, как сказал Екклесиаст, успех порождает зависть. Мир, в котором мы живем, населен далеко не ангелоподобными существами. Это ангелам чужды гордыня и зависть, а падшим человеческим существам они очень даже свойственны. И здесь, когда к человеку приходит успех, вера в Бога, приведшая его к успеху, становится ему щитом. Сатрапы не могли найти предлога против Даниила. Вера в Бога сделала его жизнь кристально честной. И в этом его жизнь как трубный звук: христиане вас будут рассматривать со всех сторон под лупой, и только верность в малом может стать щитом.
Однако, здесь Даниил делает как бы оговорку. Верность Богу в соблюдении Его заповедей — это щит, но, в то же время, и ахиллесова пята. С человеческой точки зрения наша жизнь может быть безукоризненной. Но как на счет Божьего закона? В Божьем законе можно накопать на кого угодно. Написано: «Нет праведного ни одного. Все согрешили и лишены славы Божьей».
Интересно, что при этом Даниил отмечает, что он был признан верным Самим Богом. Он не вникает в тонкости того, как человек достигает этого, но лишь констатирует факт: человек грешный может быть признан Богом верным. Как? Этот вопрос остается висеть в воздухе. Даниил не дает на него прямого ответа в шестой главе. Единственное, что служит намеком — это его верность Богу, в то время, когда выходит указ, запрещающий молитву. То есть, для Даниила верность Богу была дороже успешности, дороже положения, дороже самой жизни. Думаю, такая жизнь будет найдена верной.
Даниил рисует контраст между верой и неверием. Он как бы отвечает на вопрос неверующих людей «Твой Бог, которому ты верен, что Он может? Может Он спасти тебя от львов?» И Даниил говорит: «Может! А твои боги – гордыня, зависть и порок, которым ты служишь, что они могут? Они могут избавить тебя от львов?» Бог Даниила не избавляет его от падения в львиный ров, но Он пребывает с ним в львином рве. Бог не избавляет Своих последователей от страданий, но пребывает с ними в их скорбях. «В скорби — Я с ним».
Что еще дает человеку вера в Бога? Как известно, подобное порождает подобное. Кто что сеет, тот то и жнет. Верность порождает доверие. Так Дарий начинает ценить Даниила столь высоко, что прилагает все силы для его спасения. Верность Богу рождает отношения. А, надо сказать, что это не мало.
Почему Даниил ставит бессилие Дария избавить его от рва в центр главы? Потому что всю эту историю он пишет как притчу об Отце и Сыне. В испытаниях и переживаниях Даниила и Дария мы как в зеркале видим Божество. Как Божий Сын Даниил был чист и успешен, что породило зависть и привело его ко гробу, который был накрыт камнем и запечатан печатью. Как Бог Отец Дарий не находит себе места, скорбя о Данииле, не будучи в силах изменить закон (Божий закон ведь тоже неизменен). Как Божий Сын Даниил был найден верным и избавлен. При этом в центр Даниил помещает не страдания которые он перенес как прообраз Христовых страданий, а скорбь Отца, о которой мы так не склонны задумываться, когда нам плохо и, тем более, когда нам хорошо. Пытка того, кто пребывает рядом бывает не меньше того, кто переносит боль. Познание Бога без страданий невозможно.
По сути, самое главное, что дает человеку вера в Бога — это познание Бога, через страдания, проживаемые лично. По мере приближения к Богу и страдание и познание возрастают. Одного без другого нет. Поэтому Христос и говорит так жестко: «Кто не несет своего креста, тот недостоин Меня». Нет креста — нет Христа.
Бог соединил Себя с человечеством буквально. Христос как голова един с каждой частичкой своего тела-церкви. Он буквально физически чувствует боль каждого человека на земле. Поэтому приобщение ко Христу приносит с собой страдания, а это рождает сострадание. Верующий, но не сострадающий человек — верный знак того, что он далек от Бога. Вера в Бога делает человека не просто механически правильно верным, но сочувствующим и сострадающим, потому что таков Бог.