Найти в Дзене
ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Смирение гордыни

-2
-3

Четвертая глава книги пророка Даниила — это один из двух текстов Библии, написанный не евреем (второй — это Луки/Деяния). Глава представляет собой личное свидетельство вавилонского царя Навуходоносора II о своем обращении. Почему речь идет об обращении? На это указывает тот факт, что Навуходоносор не просто возвеличивает истинного Бога, но делает это без каких-либо попыток кому-то что-то навязать. Он просто свидетельствует о том, что Бог совершил в его жизни, предоставляя каждому лично решать, что с этим делать.

Глава состоит из трех основных блоков текста (описание сна, истолкование сна, исполнение сна), которые обрамляются в начале и в конце славословием Навуходоносора. Такой способ построения текста называется инклюзивным и широко применяется в Писании, например, в книге Псалтирь (Пс.8). В данной главе он применяется трижды: в структуре всей главы (прославление в начале и в конце), в структуре блока описания сна (бессилие халдеев и наполненность Духом упоминаются в начале и в конце описания сна) и в структуре блока истолкования сна (Даниил смущен и всячески пытается выразить свою лояльность царю, не смотря на толкование сна в начале, а в конце он пытается еще раз показать, что желает царю блага, предлагая совет). Последний же блок, исполнение пророчества, написан в форме прямого параллелизма.

Однако эту главу нельзя рассматривать как вещь в себе. Она является частью большего целого – это часть книги, в которой у нее есть свое место. В этой главе три действующих лица: Навуходоносор, Даниил и Бог. И это делит смысл главы на две части: опыт Навуходоносора с Богом и опыт Даниила с Богом.

Начнем с Навуходоносора. И здесь снова же есть два основных момента. Во-первых, если мы отбросим ярлыки и посмотрим на то, что представляет сам факт обращения Навуходоносора, то это поставит верующих людей перед очень серьезным вызовом. Если мы посмотрим на ситуацию описанную в главе что называется «под рентгеном», то станет очевидно, что перед нами случай обращения главы враждебных народу Божьему сил, от которых он (народ Божий) пострадал очень жестоко. Это равноценно тому, как если бы кто-то из начальников концлагеря во время второй мировой войны покаялся. Такое, хотя и кажется немыслимым, но, хоть и редко, все же происходит. Бог действует и в жизни тех, кого верующие часто рассматривают как безнадежных пропащих людей. Вызов, заключенный в этой главе заключается в том, чтобы никого не рассматривать как «конченого человека». Понятно, что это «правильные слова», но суть от этого не меняется. Обращение возможно. Если не ошибаюсь, Виктор Франкл в одной из своих книг о жизни в концлагере рассказывал о том, что ошибочно полагать будто добро и зло разделялись колючей проволокой. Среди надзирателей были люди, с риском для собственной жизни проявлявшие больше человечности к заключенным, чем некоторые товарищи по несчастью. А среди заключенных были люди, которые проявляли больше зверства к таким же как и они арестантам, чем многие надзиратели. Мир сложнее, чем нам хотелось бы думать. Мир не черно-белый. И обращение Навуходоносора еще раз свидетельствует о том, что обращение возможно.

Во-вторых, если мы рассмотрим сам опыт пережитый царем, то станет очевидной откровенная параллель с мессией. Главная мысль трижды повторяется в главе (в каждом из трех блоков текста): «Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет». Иными словами, Бог — выше любого земного властелина, каким бы великим он ни был. А это требует от этих самых властелинов вести себя несколько скромнее, что абсолютно таким людям не свойственно. И это характерно не только для таких «исполинов» как цари, но и для каждого человека. Стоит человеку получить некоторую власть, как тут же начинают проявляться «барские замашки». И чем более талантлив и успешен человек, тем больше искушение забыть, что есть Бог и сказать: «Ай да я!» Успех – плохой учитель. Он ослепляет. А ведь, как сказал мудрец: «...не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их» (Еккл.9:11). Конечно, эти слова не оправдывают ни лени, ни нерадивости. Но они не оправдывают ни гордыни, ни высокомерия.

«Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» – как уже говорилось, эти слова повторяются трижды. Интересно, что только один раз у них есть продолжение: «...и поставляет над ним уничиженного между людьми». Опыт Навуходоносора (величие, унижение, восстановление) — это опыт мессии, царя царей. Написано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:6-11). Для Бога было намного унизительнее стать человеком, нежели для Навуходоносора опуститься до скотского состояния. Этой главой Писание пытается изменить наше представление о том, кто достоин власти. Униженный, презренный, опустившийся по человеческим меркам человек удостаивается царства. Бог смотрит иначе, чем люди. Бог ценит смирение. Похоже, что это главное качество, которого Бог ищет в человеке. И Бог силен привести человека к смирению. Многие люди идут к этому годами. Семь лет шел Навуходоносор. Двенадцать лет шла женщина страдавшая кровотечением, которая исцелилась прикоснувшись к одеждам Христа. Другие идут всю жизнь, как разбойник на кресте. История записанная в этой главе — это не только упрек гордости, самонадеянности и высокомерию, но и лучик надежды для тех, чьи близкие «оскотинились». Если близкие нам люди впадают в безумие, ведут себя скотски, теряют человеческий облик – все это еще не повод ставить на них крест. Людям бывает нужно упасть и удариться о самое дно, чтобы прийти в себя. «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл.9:4). Это подчеркивает важность ходатайства в молитвенной жизни верующего.

Теперь что касается Даниила. Ведь, по сути, опыт пережитый Навуходоносором стал возможным именно благодаря участию Даниила. Суть пережитого Даниилом можно выразить как: «Бог просто взял и втянул Даниила в свои дела с царем». И не удивительно, что Даниилу это не особенно понравилось. Халдеи снова оказались не у дел. Но на сей раз не потому что они не поняли смысл сна, а, скорее всего, от того, что было страшно сказать царю правду. Даже Даниилу пришлось около часа побороться с собой, прежде, чем он передаст царю приговор небесного суда. Искушение, с которым сталкивается Даниил, по сути, связано было с заповедью «не произноси ложного свидетельства». Даниил был очень искушаем смягчить суровые слова, которые он должен был сказать царю. Он, собственно, и пытается это сделать, когда говорит «твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его». Разве Бог ошибся?! Тот же мотив просматривается, когда Даниил пытается дать царю совет. Он пытается показать, что сам-то он лоялен царю и желает ему блага. Даниила легко понять. Он не по собственной прихоти оказался в этих обстоятельствах. Бог ставит его лицом к лицу с выбором: либо верность Богу с риском для жизни, либо ложь в попытке спасти себе жизнь. Страшно было… Мы никогда не должны говорить о том, что верность Богу или свидетельство, которого Он от нас ожидает, является чем-то легким и незначительным. Вера будет чего-то стоить тому, кто желает проявить ее. Бывает так, что верность Богу требует от нас решительных правдивых слов, которые не легко бывает сказать. Часто это грозит нам потерей отношений, работы или еще какими-то страданиями. Бог ставит дело обращения грешников в зависимость от верного служения своих детей. Для Даниила сказать царю правду означало верно послужить ему своим даром. По сути, к этому мы и призваны, чего бы это ни стоило. Пережил бы Навуходоносор обращение, если бы Даниил солгал? Большой вопрос. От нашей верности зависит спасение окружающих.

Опыт описанный в этой главе — единственное темное пятнышко на безупречной репутации Даниила. Поэтому он повторится в его жизни еще один раз. Но об этом в свое время…

А что же Бог? Бог представлен в этой главе с двух сторон. С одной стороны, Он тот, кто владычествует над нашим миром. Он держит руку на пульсе происходящего. Он поставляет царей. И это призвано вселить в нас веру в то, что у Бога все под контролем. Однако мы не в праве ждать легкой безмятежной жизни. Верующие люди — это Его люди в царствах мира сего. И Он ожидает, что они будут рассматривать свою жизнь на земле именно так. Не комфорт и благополучие являются ориентирами для верующего человека, а верность Богу и Его делу спасения погибающих. Бог велик, Бог силен, Бог бодрствует, Бог судит и приводит приговор в исполнение, но делает это для того, чтобы спасти человека от гордости — это одна сторона. А другая — Бог смирен. Опыт, на который Бог обрек Навуходоносора — это Его собственный опыт смирения и уничижения. Бог никогда не дает нам проходить через то, чего Он сам не испытал. Он пережил нашу боль, наши искушения, нашу борьбу. Он пережил боль и тех, кто будет умирать без надежды на воскресение из мертвых. Именно такой смертью умирал мессия. Бог — это тот, кто понимает нас в нашей боли…