Найти тему
ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Живой Бог

Человек созерцающий красоту природы, не в силах передать словами все ее впечатляющее многообразие. Какими бы яркими и точными ни были его слова, они никогда не смогут передать тот эффект, который свойственен лишь созерцанию. Так бывает и с изучением Писания. Изучая тот или иной отрывок, невозможно исчерпать его комментариями. Третья глава книги пророка Даниила — это именно такой случай…

-2

Как видно из структуры текста, глава построена по принципу контраста. Первый блок повествующий о создании Навуходоносором истукана и требовании поклониться ему противопоставлен последнему, в котором действует Бог, а Навуходоносор лишь реагирует на это, да и то не всегда верно. Центральная, то есть самая важная часть, посвящена исповеданию веры Анании, Мисаила и Азарии.

Главной темой главы, как мне видится, является противопоставление веры и религии — это то, что читается между строк в каждой отдельной части главы и объединяет их в одно целое. Основные тезисы можно представить в виде таблицы:

-3

Человеческое изобретение или откровение сверхъестественного?

Десять раз в главе упоминается о том, что золотого истукана поставил Навуходоносор. Даниил подчеркивает этим, что поклонение золотому истукану есть изобретение человеческое. Хотя, нужно отметить, что поклонение золотому истукану не было в полной мере изобретением Навуходоносора. Ведь истукан, хоть и не полностью золотой, он видел во сне посланном ему самим Богом. Таким образом, идолопоклонство изобретенное Навуходоносором представляет собой искаженное откровение истинного Бога. Думается, что это характерно для многих, если не для всех, языческих культов — все они представляют собой искажение истины, а не ложь от начала и до конца. Поэтому можно усмотреть очень много сходства между Писанием и языческими мифами. Силач Геракл — библейский Самсон. Геракл (полубог-получеловек) — Христос (и Бог и человек одновременно). Ахиллесова пята — пророчество о Христе «будет жалить его в пяту» - все это лишь некоторые примеры и при этом только из греческой мифологии. А таких примеров можно найти очень много. Некоторые люди, замечая эти сходства склонны отбрасывать веру в сверхъестественное вообще. Однако, все эти многочисленные сходства в различных религиях говорят, как мне кажется, не о том, что всякая вера есть ложь, а о том, что у этих языческих мифов был единый первоисточник. Единственное, что изобрел дьявол, по словам Христа — это ложь (Ин.8:44). Поэтому уместно будет сказать, что религия, в смысле свода человеческих представлений и правил касательно веры и жизни, есть ложь. А ложь — это искажение, а не отсутствие истины. Поэтому всегда следует помнить известную поговорку: «Чтобы, выплескивая воду, не выплеснуть и младенца». Падший Вавилон — да, падший, да, Вавилон, но не нужно забывать, что именно вавилонский царь, а не иудейский первосвященник получил откровение от Бога о ходе всемирной истории. И в Вавилоне есть люди имеющие опыты с живым Богом…

Бунт или смирение?

Истукан Навуходоносора был полностью из золота. То есть, все части (голова, руки, ноги) выглядели золотыми. И этим он отличался от того, что был показан ему во сне. Получается, что Навуходоносор, создавая золотого истукана и требуя ему поклонения, пытался утвердить и навязать всем свое а не Божье видение будущего. Таким образом, для религии характерно исполнение собственных желаний, собственной мечты, а не подчинение своих желаний воле Бога. Это было характерно и для вавилонской башни, и для египетского рабства, и для многих других восстаний против Бога. Людям придерживающимся религии свойственно добиваться исполнения своих желаний, поскольку они не пережили перерождения характерного для людей верующих (Авв.2:4; Евр.8:10; Пс.39:9; Мк.14:36). Сегодня повсеместно распространяются представления о том, что у человека должна быть мечта, которой он живет, к осуществлению которой он стремится. На первый взгляд кажется, что это согласуется с Писанием, но это только на первый взгляд. Достаточно много историй о призвании в Писании свидетельствующих о том, что люди, которые призывались Богом на определенное служение, не были от этого в восторге. Божье призвание не было их мечтой. Действительно, человеку необходима цель в жизни, но не мечта. Цели, которые ставились перед Божьими избранниками, как это следует из Писания, основывались на откровении свыше (Моисей, Исайя, Иеремия), либо на пророчествах (Ездра, Неемия), но никак не на мечтах. А в некоторых случаях мы ясно видим, что Божьим избранникам приходилось отказываться от собственной мечты (Давид мечтал построить храм). Человек живущий мечтой ставит во главу угла собственное желание, собственную волю. Писание же свидетельствует о том, что для обращенного человека характерно подчинение своих желаний и воли воле Божьей. Человек в своем греховном состоянии нуждается не в осуществлении всех своих желаний, но в том, чтобы силой Божьей подчинять свои желания главной жизненной цели, как это делал Христос (Флп.4:6,7). Таким образом, этом новомодном учении мы видим очень тонкий обман, подмену библейской истины ложью, которая очень похожа на правду.

Принуждение силой или свобода воли?

Ни единого упоминания нет в главе о том, чтобы Навуходоносор пытался кого-то в чем-то убеждать. Вопрос поклонения истукану стоял ребром: либо поклонение, либо смерть. Принуждение — черта очень свойственная для религии, но не для Бога, которого мы видим в Писании. С самых первых страниц Библия представляет Бога, как личность трепетно оберегающую свободу человека. Бог явно не желает ничего навязывать человеку, как видно из эпизода с сотворением женщины, когда прежде чем сотворить ее Он проводит перед ним всех животных. Зачем было показывать Адаму животных, если цель была в том, чтобы сотворить ему жену? Очевидно, для того, чтобы человек понял, что ему чего-то не хватает для полноты. Поведение Бога после грехопадения Адама ясно свидетельствует, что Ему свойственно щадить и миловать. Подобные примеры можно найти и в Новом Завете. Например, когда Иисус освобождает человека одержимого легионом бесов и Его просят удалиться, то Он просто уходит. Или когда женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет исцеляется, то Иисус не показывает на нее пальцем, но ждет, что она сама выйдет и расскажет о чуде. А когда Его не принимают в самарянском селении и ученики предлагают свести огонь с неба, Иисус, явно огорченный такой просьбой, укоряет их, говоря, что Его цель — в том, чтобы спасать, а не губить. Для Бога, которого мы видим в Писании характерно ценить свободу выбора человека, Ему не свойственно принуждать или запугивать.

Помпезность или простота?

Шириной в три и высотой в тридцать метров (высота девятиэтажного дома) истукан, вероятно, производил впечатление. Пропорции указывают на то, что он скорее был похож на стилизованный столб, нежели на статую. Внушительные размеры, блеск золота, искусная музыка — вся эта внешняя атрибутика направлена была на то, чтобы вызвать в человеке определенные чувства, а не пробудить совесть или разум. Помпезность характерна для язычества, поскольку есть острая необходимость в восполнении утраченной истины. Интересно, что то же самое произошло с иудейским богопоклонением. «Но духовное значение обрядов оказалось утрачено евреями, осталась лишь мертвая форма. Они полагались только на жертвы и обрядовые установления, позабыв об уповании на Того, на Кого указывали все эти служения. И для того, чтобы восполнить утраченное, священники и раввины вводили все новые и новые законы и установления...» (Желание веков, стр. [29]). Чем меньше веры, тем больше помпезности. Сегодня собрания верующих все больше начинают напоминать литургию. Сама форма проведения собрания внушает мысль о том, что есть один или немногие, кто возвещают истину, а остальные призваны покорно внимать. Но ни избрание, ни рукоположение не дают «копирайта» на истину (Лк.9:49,50). Истина сама решает когда и через кого Она будет звучать. Но для многих сегодня кажется чуть ли не кощунством проводить утреннее субботнее богослужение в форме молитвенного собрания или какой-либо иной форме. Все сосредоточено на пасторской проповеди и больше напоминает концерт, нежели прославление и поклонение. Прославление включает пение, славословие и рассказ о пережитом опыте (Пс.49:11), а поклонение молитву и приношение даров. Приходя в собрание верующий человек должен иметь возможность для прославления и поклонения. Он не только должен слушать чье-то пение, он должен иметь возможность петь. Он не должен лишь слушать и внимать наставлению, он должен иметь возможность свидетельствовать о Боге. Верующий человек не должен лишь слушать чьи-то молитвы, приходя в собрание, он должен иметь возможность совершить молитву. Для библейского богопоклонения характерна простота. Пренебрегая откровениями Бога о жизни и устройстве общины, мы тем не менее хотим иметь благословение встречи с Ним. Я уже почти слышу, как некоторые начинают вопиять о том, во что же превратится собрание, если мы дадим возможность говорить каждому, кто пожелает. А чего же вы хотите, пренебрегши откровением о том, что общины должны быть небольшими по численности? Разве Бог не говорил об этом в Свидетельствах?! Сначала мы создаем большие церкви, а потом кричим, что Божий замысел в них невозможно реализовать? Община не должна быть большой, а собрание не должно быть литургией! Религию характеризует стремление к помпезности, для веры характерна простота.

Всесилие человека или всемогущество Бога?

Самой яркой частью этой главы является не столько чудо, сколько разговор Навуходоносора с иудеями. При этом слова Навуходоносора не менее показательны, чем ответ иудеев. По сути, они полярно противоположны. Навуходоносор достаточно откровенно заявляет, что никакого бога нет: «Какой бог избавит от руки моей?» Вероятно, в этом и состоит главная черта религии — в убеждении, что бога нет. Навуходоносор, будучи убежден, что бога нет, все же навязывает под угрозой смерти всем своим подданным поклонение истукану. Для него вопрос поклонения истукану не имеет отношения к вере в бога или богов. Для него это лишь вопрос лояльности. Убеждение в том, что бога нет не всегда бывает осознанным, но всегда имеет определенные черты. Например, характерной чертой является поведение халдеев. Чем они заняты? Самосовершенствованием? Нет. Они подсматривают за другими. Фарисеи времен Христа вели себя точно так же (Мк.3:1,2). И в Библии достаточно много мест, предостерегающих от подобного поведения (Рим.14:1-12; Ин.21:20-22; Лк.17:3). «Если бога нет, то все позволено» - разрешение на порок - обычно так воспринимается убеждение в том, что бога нет. Но это лишь одна сторона вопроса. Да, люди убежденные в том, что бога нет часто впадают в порок, но бывает и так, что такие люди впадают в религиозный фанатизм. Убеждение в том, что бога нет толкает людей к тому, чтобы брать все в свои руки. Людьми начинает овладевать жажда власти и контроля. Жесткая централизация, стремление к ней — это естественное следствие отсутствия веры. Раз бога нет, необходимо все держать в своих руках. Религия порождает рабов и господ.

С другой стороны, вера делает человека свободным внутренне. Слова сказанные теми тремя молодыми людьми достойны звучать всю вечность: «Бог есть и силен нас избавить. Но мы не откажемся от верности Ему, даже если не избавит». Такой была вера Самого Христа (Флп.2:6-8). Вера характеризуется убежденностью в том, что Бог лучше знает, что лучше. С этим далеко не всегда легко мириться. И не нужно изводить себя если мы чувствуем, что нам нелегко принимать волю Божью. Христу не было легко в Гефсимании. Веру характеризует не отсутствие терзаний, а готовность смириться, не взирая на боль. Вот эта решимость и делает человека свободным. Вера в то, что есть всемогущий и любящий Бог наделяла самых слабых людей силой преодолевать боль и страх, силой против которой были бессильны самые могущественные тираны и их самые изощренные пытки. Вера наделяет человека не только силой быть свободным, но и принимать свободу ближнего. Без веры невозможно построение здравых общественных и межличностных отношений.

Правильно или праведно?

В заключение размышлений о вере и религии Даниил отмечает еще одну очень важную черту. Навуходоносор, видя чудо, похоже, склоняется перед богом. Он оставляет затею с поклонением истукану. Вместо этого он навязывает всем поклонение «истинному богу». Можно ли назвать истинной религию, которая навязывается силой? Подлинную веру характеризует не просто набор истинных убеждений, но истинные мотивы и методы. Если истинная вера исповедуется из ложных мотивов или распространяется ложными методами, она теряет свою истинность. К вере, к надежде, к любви нельзя принудить.

Интересно, что трое иудейских юношей ни разу (а их имена повторяются 13 раз), не названы своими еврейскими именами. Это, хоть и косвенно, подтверждает вывод о том, что Навуходоносор не пережил еще подлинного обращения. Чудо в некоторой степени осадило его амбиции, заставило признать некоторые рамки, но не изменило его сущности. Его язык — это все еще язык силы. Он склонился перед силой превосходящей его собственную, но он напоминает своим указом о том, что он, хоть и подвластный, но все таки властелин. Языку веры чуждо насилие и угрозы. Для языка веры характерен призыв. Вера зовет, но не принуждает.

Даниил не поднимает в этой главе вопроса мотивации троих своих друзей, которые отказались поклониться истукану, или вопроса основания для принятия решений. Он просто выписывает контрастную картину. С одной стороны — религия, как человеческое изобретение, а с другой — вера, как проявление сверхъестественного. Он честно вырисовывает возможности как одной, так и другой стороны. Но ни единого слова не говорится о воскресении из мертвых или воздаянии в вечности. Видимо, этим он желает подчеркнуть бескорыстность поведения своих друзей. Они пошли в печь не из выгод, или воздаяния, а просто из любви к истине. Он подчеркивает, что вера в этом мире может чего-то стоить...

Похоже, что эта глава написана не столько изнутри, из внутреннего мира верующего человека, сколько снаружи, глазами простого наблюдателя. Очевидцу были явны лишь две вещи: отказ иудеев поклониться и сверхъестественное явление, которое за этим последовало. Бог все еще как бы за кадром. Личные переживания еще впереди…