Найти тему
ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Как праведно бунтовать?

-2

Книга пророка Даниила начинается с описания бунта и его последствий. Точнее, Даниил представляет два разных способа бунтовать. Первый бунт — это бунт Божьего народа против Бога. Второй — это бунт Даниила, против тех, кто ставит себя на место Бога.

То, как Даниил представляет события связанные с падением Иудеи и Иерусалима, показывает, что главную причину плена он видел не в военном мастерстве вавилонян, не в их численном превосходстве и уж тем более не в силе их божков. Главную причину трагедии своего народа Даниил видел в том, что Бог позволил этому случиться. Даниил не отвечает на вопрос почему Бог это допустил. Видимо, он считал причину слишком очевидной, чтобы тратить на это место. Однако, он отмечает, что Навуходоносор явно приписывал свою победу превосходству своего бога. Даниил дважды упоминает его, как бы подчеркивая, заостряя внимание на этом. Итак, первое, что мы узнаем о Боге из книги пророка Даниила — это то, что Бог явно вмешивается в события истории, позволяя безбожникам брать в плен тем, кто отступает от веры. Но не только это. Упоминая «часть сосудов дома Божия» (Деян.9:15), Даниил намекает на верный остаток — людей, которые не отреклись от своей веры Богу, несмотря на всеобщее отступлении нации. И их Бог тоже позволяет увести в плен. Это — очень болезненная истина, которую Даниил пережил на личном опыте. Даниил не развивает эту мысль, но она просматривается достаточно отчетливо. Судьба народа Божьего — это единое целое. Мысль не нова сама по себе. Впервые она отчетливо появляется на страницах Писания уже в Пятикнижии Моисея, когда Иисус Навин и Халев вынуждены вместе со всем Израилем сорок лет ходить по пустыне. Они не были виновны, но разделили, хоть и частично, участь виновных. Далее, уже совсем ясно, эта истина появляется в книге Иисуса Навина, в эпизоде с Аханом. Один человек согрешил — весь народ лишился благословения. Но не нужно путать земную жизнь со спасением — это не одно и то же. Спасение для вечное жизни — индивидуально. Земная судьба народа — единое целое (Евр.12:7,8). Итак, первый бунт, бунт Иоакима и Иудеи против Бога, закончился вавилонским пленом.

Описание второго бунта Даниил начинает с перечисления последствий первого. Точнее, тех из них, которые коснулись его самого. Если коротко, то их суть в следующем: переезд, обязательное образование, смена имени, смена питания. Даниил и его друзья вынуждены были не просто отправиться в Вавилон (один из самых разращенных городов древнего мира), но должны были поселиться там, где им было сказано. За них решено было, где они будут жить. Даниил и его друзья вынуждены были изучать не только древне арамейский язык (около 3000 клинописных знаков), но должны были изучать и прочие вавилонские науки. За них было решено, какое образование они будут получать. Даниил и его друзья вынуждены были не просто называться другими именами, но должны были терпеть, когда их называли в честь мерзких языческих божков. Вам приходилось против воли переезжать? Вам приходилось против вашей воли изучать что-то? Вас когда-нибудь обзывали? Все это Даниил испытал, но ни одно из этих событий не заставило его бунтовать. Ни переезд, ни учеба, ни прозвища не являются поводом для бунта.

Библейская религия — это религия покорности, религия послушания. Но даже у библейского послушания есть предел. Библейская религия — это еще и религия бунта. К слову сказать, иудеи воспринимали Христа именно как бунтаря. Только одно из царских постановлений вызвало протест у Даниила — питание. Многие считают вопрос питания первостепенным. Многие считают его неважным. Но, так или иначе, вся Библия с самых первых страниц говорит о пище. Уже в первой главе библейского повествования о творении, мы читаем о том, что Сам Бог определяет пищу человеку. Первая заповедь данная человеку касалась того, что можно и что нельзя употреблять в пищу. Соответственно, грехопадение частично состояло в том, что человек выбрал есть то, что Бог запретил употреблять в пищу. Изменение диеты после грехопадения и потопа с четким указанием, что и как есть, обряды, вечеря установленная Христом, споры в раннехристианской церкви — все это показывает, что питание и спасение тесно переплетены друг с другом. В Библии достаточно текстов, указывающих на то, что люди искажали Божьи повеления, в том числе и относительно питания. Невозможно обрести спасение если человек что-то ест или, наоборот, чего-то не ест. Но его можно потерять. Если человек пережил обращение для него естественно будет следовать Божьей воли во всех жизненных вопросах, в том числе и в питании. Если же человек не желает следовать Божьему замыслу в питании, возникает вопрос покорился ли он воле Божьей? Человек не готовый менять свою диету — это человек не готовый подчинить свою волю воле Божьей. А человек не готовый подчинить свою волю воле Божьей — это человек не готовый к спасению.

Важно понимать, что бунт Даниила был связан с верностью Богу, а не просто с тем, что ему не понравилась еда. Царская еда была для верующего человека несъедобной. В чем была причина несъедобности Даниил не уточняет. Но отказ от царской пищи для него был вопросом верности Богу. И Даниил принял решение — бунт, бунт против царского распоряжения, бунт верности Богу. Какому Богу? Какого Бога знал Даниил? Не нужно думать, что это решение Даниилу далось легко. Бог, которого знал Даниил на личном опыте — это был Бог который отправил его в вавилонский плен вместе с отступниками. Это был Бог, который допустил, чтобы его заставили учиться в вавилонской школе. Это был Бог, который позволил вавилонянам обзывать его. Бог, которого, судя по тому, что мы читаем в книге, знал Даниил — это был Бог, который допустил в его жизни много несправедливых страданий, тяжкого труда и насмешек. Бог, которого мы до сих пор видим в первой главе — это Бог, который карает бунтующих против него, и который допускает несправедливые страдания в жизни тех, кто верен Ему. Но это не все, что Даниил знал о Боге, в которого он верил… Четыре еврейских имени, которые дважды повторяются в первой главе, кое что говорят нам о том, как Даниил представлял себе Бога, когда делал свой выбор. Мисаил - «кто есть Бог?» Анания - «милость Яхве». Азария - «Яхве — моя помощь». Даниил - «мой судья — Бог». Кто есть Бог? - милость, помощь, высший судья. Даниил явно знал Бога и с другой стороны. И, скорее всего, в этом заслуга его родителей.

В чем же выразился бунт Даниила? Побег? Хлопанье дверями? Разбитая посуда? Выброшенная еда? Крики, угрозы, проклятия? «Даниил положил в сердце своем...и потому просил».

Последующие три отрывка первой главы представляют собой как бы зеркальное отражение трех первых. Даниил принял решение — Бог даровал расположение начальника евнухов, который откровенно говорит Даниилу о своем страхе. Иными словами, Бог говорит Даниилу: «Ты хочешь быть мне верным и выбираешь бунт против царского указа? Хорошо, но как твое решение отразится на тех, кто тут ни при чем?» Это вопрос, которые люди менее всего склонны себе задавать, когда чего-то хотят или не хотят настолько, что готовы идти на бунт. Но это как раз то, над чем Бог приглашает задуматься. Как твой бунт отразится на других людях? Здесь мы видим Бога, который не только помогает верным, но и заботится о людях, кем бы они ни были.

Далее Даниил описывает опыт, который он предложил провести. Десять дней он и его друзья питались пищей растительного происхождения. Слово переведенное как «овощи» на древнееврейском обозначает всю пищу растительного происхождения, не только овощи. Это значит, что диета Даниила и его друзей могла включать в себя белки, жиры и углеводы, т. е. была достаточно полноценной. Вегетарианцы не полнее тех, кто ест мясо — это факт. Но здесь мы видим обратное. Это говорит о том, что царская пища была явно не здоровой. А тот факт, что десяти дней хватило, чтобы увидеть разницу, говорит о том, что царская диета была явно хуже вегетарианства.

В то же время, слова Даниила «затем поступай с рабами твоими, как увидишь» вряд ли стоит расценивать как готовность покориться царскому указу в случае неудачи. Скорее их следует понимать как решимость идти до конца, каким бы он ни был. То есть, «давай попробуем, а там — делай с нами что хочешь, но мы это есть не будем!»

С одной стороны мы видим приказ (распоряжение царя), а с другой — убеждение и призыв (предложение Даниила). Власть должности и авторитет личности. Контраст очевиден. Этот отрывок проливает свет на то, что абсолютной власти не существует. Ни один правитель не в силах контролировать все. Всегда есть то, что за кадром. И в Вавилоне есть люди не чуждые человечности. И это дает надежду тем, кто оказывается в оппозиции к власти. Первая глава книги Даниила — это пример того, как нужно строить отношения. Приказы — приказами, отношения всегда сильнее приказов.

Последний отрывок главы зеркально отражает первый. Бунт Иудеи закончился трагедией. Бунт Даниила — триумфом. Бог предал Иерусалим и часть «сосудов» в руки Навуходоносора, но Он же и даровал им способности. У Бога есть наказание для непокорных, и благословения для верных. Он не всегда объясняет нам почему в нашей жизни произошло то, или иное, но он дает сил преодолевать боль (Пс.93:19).

Первая глава книги Даниила — это развилка: либо бунт против Бога, либо бунт против тех, кто решает за нас как нам жить. Бог дает каждому из нас свободу выбирать каким идти путем. Кроме того, она показывает пример, как верующий человек призван проявлять неповиновение, желая остаться верным Богу. В своем праведном непослушании верующий человек призван принимать в расчет жизнь других людей. В своем праведном непослушании верующий человек призван убеждать, а не приказывать. В своем праведном непослушании верующий человек вправе рассчитывать на Божье особое благословение.