На лицо обычные, мощные внутри. Для особых заданий в особых гаражах особых ведомств с незапамятных времён имелись особые машины. На вид — совершенно тривиальные «Волги» и «Победы», но благодаря мощным моторам и доработанным шасси способные догнать всё, что плохо убегало от закона. Давайте вспомним, чем оснащались такие спецмашины и насколько сильно они отличались от стандартных моделей ГАЗ.
ГАЗ М-1
В колесивших по дорогам тридцатых чёрных газовских «эмках» было невозможно разглядеть представителей тёмной силы. Но они были. Ещё в 1938 году НКВД заинтересовался установкой под капоты М-1 американских моторов Flathead V8. На контрасте со стандартной 50-сильной «четвёркой» заокеанский агрегат выглядел силачом: мощность составляла от 65 до 95 лошадиных сил, а динамика доработанной машины заметно превосходила заводские показатели. Мнения о том, сколько «эмок» с «восьмёрками» было изготовлено для нужд комиссариата, расходятся из-за засекреченных архивов. К тому же в военное время моторами пришлось срочно делиться с танками, вроде Т-60. Но на благо закона такие седаны тоже успели потрудиться.
ГАЗ-М-20Г
Скрытая мощь, незаметная самому зоркому глазу. Созданная в 1956 году особенная версия М-20Г как заправский шпион сливалась с общей массой конвейерных «Побед». Тот же цвет, та же внешность вплоть до элементов оформления. И лишь килограммы дополнительной массы и чересчур резвое поведение на дороге могли стать зацепками. В отличие от гражданских «четвёрок», под капоты «Побед» с литерой «Г» (или ГАЗ М-26) бережно и максимально скрытно помещали 90-сильные двигатели от ЗиМа: шесть цилиндров, 90 лошадиных сил и 215 ньютон-метров максимальной тяги.
Стоило ли удивляться, что такой свап заметно преобразил динамику советского фастбека? До предельной для гражданской машины «сотни» шестицилиндровые версии долетали за 30 секунд, а максимальными для них были 132 км/ч. По разным данным, «догонялок» выпустили около сотни. В гаражах КГБ такие «Победы» находились до 1963 года, когда комитет начал получать новенькие «Волги» с движками от «Чайки».
ГАЗ-23
Огромный 5,5-литровый V-образный мотор под не самым гостеприимным капотом «двадцать первой» «Волги» разместился каким-то чудом, хотя заслуга была чисто инженерной. Распознать в гражданском седане 195-сильный КГБ-шный спорткар не представлялось возможным: разница в сотню лошадиных сил и минус 18 секунд в разгоне до 100 км/ч не бросалась в глаза даже при взгляде в салон: та же приборка, тот же диван, та же торчащая из-за тонкого руля кочерга коробки передач. Правда, коробка на «догонялке» образца 1962 года была не волговской «механикой», а трёхступенчатым «автоматом» от «Чайки», ГАЗ-13. Лишь так крутящий момент мотора V8 не выводил из строя трансмиссионные внутренности.
За счёт масштабных переделок шасси и многочисленных усилений кузова седан прибавил в весе 300 лишних кило. В багажнике находился уравновешивающий массу по осям балласт. При этом динамика всё равно казалась ураганом: 16 секунд до «сотни» и 170 километров в час, достигнутые в ходе испытаний, превосходили «чаечные». Ну кто в шестидесятых, находясь в здравом уме, мог рискнуть оторваться от такой машины?
ГАЗ-24-24
К 1973 году представители известного ведомства (прежде всего, 9-го управления КГБ СССР, предтечи ФСО) начали знакомиться с наследницей «двадцать третьей» модели. Быстроходный седан с припиской 24 к индексу продолжал идеи «Волги-догонялки». Под капот снова попала большая V-образная «восьмёрка», однако располагалась она с заметным простором: ещё в ходе проектировки ГАЗ-24 была заложена возможность установки крупногабаритного мотора.
Дважды «двадцать четвёртая» модель — или «дубль» на жаргоне посвящённых — не была мощнее предшественницы (доработанный агрегат от «Чайки» по-прежнему развивал 195 сил), зато, в отличие от неё, была послушнее и живее на ходу. Модель получила стабилизатор поперечной устойчивости, гидроусилители тормозов и руля и изогнутый напольный рычаг трёхступенчатого «автомата», по которому можно было распознать «догонялку».
Подписывайтесь на канал ,если было интересно