Коллекция раритетов – экспозицию Паркового комплекса истории техники им.К.Г.Сахарова (ранее Технического музея АВТОВАЗа) иначе не назовёшь. О каждом экспонате здесь можно рассказывать часами, ведь все они – достижения отечественной инженерной мысли, покорившей и глубины океана, и космическое пространство. А ещё - счастливая возможность совершить путешествие во времени. Тольяттинцам в этом смысле здорово повезло. Ведь всё это находится у нас буквально под боком.
Помните фильм «Трактористы»? В этой популярной советской комедии 1939 года знаменитая трактористка Марьяна Бажан пахала колхозные поля на тракторе «Сталинец». Съёмки проходили в селе Гурьевка Николаевской области (Украина). Трактор, который снимался в картине, и сегодня стоит на постаменте у въезда в село.
Фрагменты из фильма "Трактористы" ("Мосфильм", 1939 г.)
Трактор «Сталинец-65», что находится в Тольятти, в 2001 году вытащили из болот под белорусским городом Шклов Могилёвской области с глубины шесть метров – местные жители сообщили, что в болоте… танк. Занимался этим отряд «Поиск» и специально нанятые водолазы. Ошибка обнаружилась только на поверхности. Ржавую, страшную, покорёженную временем и болотом машину реставрировали уже в Тольятти, в мастерских музея техники.
Интересна история создания С-65. Выпускать эти машины начали в 1937 году на Челябинском тракторном заводе. Они пришли на смену С-60, прототипом которых служил американский «Caterpillar-60» с карбюраторным двигателем. Советский аналог получил адаптированное к местным реалиям имя С-60 («Сталинец-60»). Но пока ЧТЗ выходил на проектную мощность, американцы перешли на выпуск «катерпиллеров» с дизельным двигателем. Советские тракторостроители обратились на «Caterpillar» за техническим содействием в освоении новинки. Но получили отказ, поскольку там справедливо опасались конкуренции. Тогда у другой американской компании, «Континенталь Моторс», были заказаны два дизель-мотора, на основе которых инженеры-конструкторы ЧТЗ собрали двигатель М-17 мощностью 47,8 кВт. Его установка потребовала изменений в конструкции С-60. Поэтому главный конвейер ЧТЗ был остановлен и дооборудован. «Советский катерпиллер» С-65 стал одним из лучших гусеничных тракторов мира. В 1937 году он был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а с 1938-го начал поступать на экспорт. Завод выпускал их до 1941 года. С началом Великой Отечественной войны множество тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности.