Заброшенные объекты всегда привлекают своей историей. Лично мне всегда хочется узнать, почему то или иное здание запустело, а если это грандиозный вокзал в стиле сталинского ампира в совершенно непримечательном провинциальном городе, то сразу интерес к заброшке увеличивается вдвое...
Вообще не совсем понятно, с чего бы вдруг решили построить в маленьком провинциальном городке такой массивный вокзал, особенно учитывая его смету. Построен вокзал в Кировске (Мурманская область) был в 1939 году, причем строительство шло в темпах "пятилетку – за три года!"
Может, это просто дань времени, ведь тогда любой проект принято было заканчивать раньше отведенных сроков, а может и правда так нужен был вокзал в Хибинах, что строили денно и нощно. Второе, впрочем, весьма сомнительно: вокзал особенно востребован так никогда и не был...
В лучшие времена в Кировске жило около сорока тысяч людей, на данный момент – только 26 тысяч. Но даже для стотысячного города вокзал с мраморными колоннами и панно с репродукциями Айвазовского — это заметный перебор.
Даже в советские времена частого движения поездов здесь не было. Ездили пригородные электрички из соседнего города Апатиты, какое-то время ходила электричка до более удаленной Кандалакши, до которой около сотни километров, плюс иногда возили на товарняках руду апатит: вот и все применения для помпезного вокзала!
Была версия, что Сталин просто перепутал место строительства вокзала: планировалось строить в большом областном городе Кирове, а случилось так, что построили в заполярном Кировске. Версия довольно странная, но я бы не сказал, что я на сто процентов уверен в ее ложности: у нас могло быть всякое что при Сталине, что сейчас;)
До распада СССР электрички местного значения продолжали прибывать на помпезный вокзал, расположенный в Хибинах, но в 1996 году железную дорогу, проходящую через Кировск, закрыли. Как следствие вокзал оказался никому не нужен, а из-за отсутствия должной охраны буквально за пару лет все ценное до винтика растащили мародеры.
От панно с репродукцией Айвазовского не осталось и следа, да и мраморные колонны тоже были увезены в неизвестном направлении. Сейчас из чего-то более-менее ценного в заброшенном вокзале остался разве что небольшой барельеф с профилем Ленина, расположенный над главным входом:
Сейчас стены вокзала украшают разве что граффити, глядя на которые так сразу и не поймешь, украшают они или еще больше уродуют заброшенное мрачноватое здание:
В конце тридцатых, когда вокзал только строился, он сулил небольшому заполярному городку большие перспективы. Сейчас же вот уже больше двадцати лет как вокзал стоит в руинах, никому не нужный и заброшенный. Поезда здесь больше не ходят и, увы, вряд ли будут когда-то уже ходить. И это только один маленький пример, за каждым из которых стоят сотни и тысячи жизней людей...
А про то, как наше Заполярье снабжает электроэнергией Финляндию и Норвегию, я писал здесь