Найти тему
Cocked and Locked

Цветная калка оружия: как это сделано

Характерные цветные разводы на поверхности деталей давно уже принято считать признаком оружия высокого класса (хотя сейчас этот эффект успешно "подделывают" химическим травлением). Впрочем, исторически это отнюдь не декоративное покрытие, а "побочный эффект" необходимого этапа производства, да и сам термин "калка" не совсем верен.

Дело в том, что изначально необходимость использования нелегированных, низкоуглеродистых сталей (а выбор еще в XIX веке был отнюдь не велик), которые достаточно легко обрабатывались с большим объемом ручного труда, имела и обратную сторону: надежность такого оружия была невысокой. К счастью, ответ был найден еще до изобретения огнестрельного оружия (упоминания цветной калки находят в материалах VIII-IX веков) - деталь не калится из-за низкого содержания углерода в изначальном сплаве? Тогда можно насытить углеродом поверхность готового изделия!

-2

От привычной сейчас цементации технология цветной калки отличалась в первую очередь составом "науглероживающей" среды (или, корректно говоря, карбюризатора). "Классический" состав - это 3 доли древесного угля к одной доле угля костного, хотя этот рецепт и успел обрасти множеством легенд и сугубо алхимических дополнений (мол-де, нужно добавлять столько-то долей пепла от седельной кожи, кость - только тссс! - лучше всего человеческая, и так далее). На самом же деле старая технология и в XXI веке может быть удачно повторена с обычным углем и не менее обычной водопроводной водой.

Чтобы запустить сам процесс карбюризации, необходимо длительное (2-3 часа) воздействие высокой температуры - в 720-760 градусов по Цельсию. Стальной тигель, в который необходимо поместить карбюризирующий состав и цементируемые детали, должен, таким образом, прогреться до темно-вишневого свечения, переходящего в вишнево-красный.

Причем особых требований к конструкции тигля нет - хоть из обычной стальной трубы
Причем особых требований к конструкции тигля нет - хоть из обычной стальной трубы

Длительное воздействие высокой температуры неизбежно приведет к короблению тонких деталей. Поэтому, если речь идет, например, о колодке и боковых досках ружья (у нас же все-таки оружейный канал, а не "сделай сам" общего профиля), то необходимо сразу предусмотреть распорки и обвязку стальной проволокой. Проволока при этом, естественно, плотно к поверхностям должна прилегать по-минимуму, чтобы карбюризирующий порошок имел доступ к поверхности.

-4

Кстати, а в чем смысл добавления костного угля? Его роль (точнее, роль ортофосфата кальция в нем) - выделение угарного газа, который "разгонит" процесс:

Ca3(PO4)2 + 8C = Ca3P2 + 8CO
...ай-яй: в чистом древесном угле ничего не вышло
...ай-яй: в чистом древесном угле ничего не вышло

Необходим костный уголь и на втором этапе процесса, когда деталь выгружается в закалочную ванну (кстати, контакт с кислородом после извлечения из тигля и погрузкой в воду должен быть максимально коротким): ортофосфат кальция, которым богат именно костный уголь (до 80%), в контакте с водой и приведет к образованию тех самых цветных разводов.

-6

С точки зрения химика это всего лишь тонкий слой оксида железа в виде крупных зерен нерегулярной и неправильной формы, которые вызывают интерференцию падающего на поверхность металла света - а она-то и выглядит как цветные разводы подобно тому. как это делает масляная пленка на поверхности воды. При этом факторов, прямо влияющих на толщину слоя и его "фактуру", так много, что повторить их "один в один" нереально: именно поэтому цветная калка так же индивидуальна, как и отпечатки пальцев.

-7

Поле для экспериментов здесь большое, общий же момент прост: увеличение температуры и доли костного угля в целом дает более прочный, насыщенный цветовыми оттенками слой "цветной калки" - "бледность" же исторического оружия часто вызвана не старением, а низкой долей "катализатора" в составе карбюризирующей смеси и пониженными температурами при нагреве тигля.