В 1930-х годах, СССР, во первых, вообще начал бурное развитие танкостроения, а во вторых, крайне увлекся идеей многобашенности и мобильности танков. Последняя идея хорошо воплотилась в тяжелых Т-35, СМК и Т-100, а идея быстроходных танков в целой линейке танков БТ.
«Т-29» видимо и стал той самой точкой соприкосновения этих двух идей, а что именно он из себя представлял, я вам и расскажу.
В 1933-1935 гг., с развитием первых колесно-гусеничных танков на основе танка Кристи, командование всё время желало увидеть танк с большей броней в этом же исполнении.
Разработка такого танка («Т-29») началась в 1933-ем году. Началось концептуальное развитие «БТ-2» с большим акцентом на схожесть с «Т-28». Было создано 5 проектов, из которых военных заинтересовали 4-ый и 5-ый (они были с упором на звание «танк-истребитель»).
«Т-29» были исполнены в массе 17-20 тонн, имели противопульную броню, 76,2 мм орудие, и 2 пулемета в калибре 7,62 и 12,7 мм. Силовая установка представляла собой 500-сильный двигатель М-17Б, который позволял разогнать Т-29 до 60 км/час на гученичном ходу и 80 км/ч на колесах!
Управлением танка занималось 4 члена экипажа. В 1934-ом году когда уже налаживалось производство Т-28, опытные Т-29-4 и Т-29-5 были построены в металле. Проектом по созданию Т-29 руководили конструкторы Николай Цейц и Николай Астров.
Оба варианта различались по бронированию (четвертый — от 15 до 33 мм, пятый — 20-33 мм), массе (16 и 23,5 тонн) и прочим характеристикам, при этом достаточно значительно. «Т-29» полностью копировал «Т-28» по компоновке, а также в него устанавливали тот же ряд орудий что и на «Т-28».
Во второй половине 1934-го и 1935-ом году «Т-29» обоих вариантов прошли государственные испытания, где их также сравнили с «Т-28». В итоге был сделан вывод что «Т-29» несмотря на бо́льшую сложность сборки, крайне хорош с точки зрения своих ходовых качеств.
После прохождения испытаний собрали еще один — «эталонный» Т-29, по образцу которого с 1937-го года собирались начать серийное производство танка, сняв с конвейера «Т-28». Но как часто это бывает с танками, хороший образец забраковали своими требованиями непосредственно сами военные.
По постановлению госкомитета обороны от 25-го мая 1937-го года, заводу надлежало исправить все недочеты, а также усилить бронирование путем постановки лобовой брони под наклоном и последующей её цементировки.
Это новый образец под индексом «Т-29Ц» (цементированный) был готов через месяц к 4-му июлю. Была удлинена ходовая до 5-ти катков, вес поднят до 30-ти тонн. Бронирование составило 30 мм во лбу, а главная башня получила новенькую 76,2 мм пушку Л-10 (т.е. даже более мощную чем у тяжелого Т-35).
Также в главной башне, и еще двух малых были размещены в общей сложности 5 пулеметов калибра 7,62 мм, и 2 пулемета 12,7 мм. Танком стали управлять уже 6 членов экипажа.
Такой «Т-29Ц» уже одобрили и самое общевойсковое управление, но осень 1937-го года внезапно все работы были прекращены, а Кировскому заводу было приказано возобновить выпуск «Т-28». В основном причиной этому послужил арест руководителя проекта «Николая Цейца» в ходе «большой чистки» второй половины 1930-х.
Характеристики Т-29:
- Масса — 29-30 тонн (итоговая)
- экипаж — 6 человек
- размеры — 7,3 м (длина) * 3,2 м (ширина) * 2,8 м (высота)
- вооружение — 76,2 мм пушка Л-10, 5 пулеметов 7,62 мм
- бронирование — 30 мм во лбу корпуса, 20 мм в бортах корпуса, в башне 20 мм по кругу
- максимальная скорость — 56 км/ч на гусеницах и 81 км/ч на колесах (по шоссе)
- удельная мощность — 17 л.с. на тонну
- подвеска — свечная, Кристи
- запас хода — 200 на гусеницах или 300 на колесах
Вообще, по моему мнению, получился реально хороший танк (как на момент на 1937-ого года). Но, увы его обошла линейка танков БТ, которая к тому времени пришла к БТ-9, который при схожих с Т-29 характеристиках брони и вооружении, выигрывал у него немного в подвижности, но особенно в проходимости по мостам...
А что вы думаете про Т-29? Пишите в комментариях ↓