Противоречия, связанные с торговыми отношениями между США и КНР, углубили целый ряд проблем, существовавших между двумя сторонами. Пандемия COVID-19, защита прав уйгуров, изменение особого статуса Гонконга, борьба с Huawei — таковыми являются первые фронты новой “Холодной войны”.
С момента возобновления дипломатических отношений в 1970-х годах Соединенные Штаты и Китай тщательно избегали прямой конфронтации. Но после пятидесяти лет мирного сосуществования конкуренция между двумя ведущими мировыми экономическими державами вылилась в политическую конфронтацию. Пекин рассматривается как главный конкурент американскому влиянию в мире. Дональд Трамп в своей предвыборной гонке все чаще прибегает к “китайскому фактору”, заявляя то, что якобы только он может справиться с ползучей экспансией Китая.
Если “Холодная война” на самом деле началась, какие у нее основные линии фронта?
COVID-19
Дональд Трамп обвиняет Пекин в сокрытии данных о появлении "китайского вируса" и замалчивании масштабов эпидемии. Он зашел настолько далеко, что заявил, что Китай должен понести ответственность за "намеренное распространение вируса", не опубликовав данные об аварии в некой секретной лаборатории в Ухане. Кроме того, ФБР и Агентство США по кибербезопасности и инфраструктурной безопасности обвиняют Пекин в попытках шпионажа за американскими исследователями, занимающимися вопросами создания вакцины.
Китай, в свою очередь, заявляет, что США ищут “козла отпущения”, а сам вирус, возможно, был занесен на его территорию американскими военными во время проведения в Ухане в октябре 2019 года Всемирных военных игр.
Всемирная организация здравоохранения
ВОЗ является "марионеткой Китая". Именно такое обвинение выдвинул Дональд Трамп. Американский президент обвиняет Всемирную организацию здравоохранения в том, что она игнорирует сообщения о появлении вируса и слишком снисходительно относится к китайским властям по вопросу их борьбы с пандемией. 29 мая он "порвал" отношения между США и ВОЗ, прекратив финансирование этой организации, несмотря на то, что его страна является крупнейшим донором этой международной структуры.
Торговая война
С весны 2018 года Соединенные Штаты ведут беспощадную торговую войну с Китаем. По мнению Вашингтона, Китай нарушает право интеллектуальной собственности, осуществляет промышленный шпионаж и ведет недобросовестную конкуренцию в тех сферах, где китайские предприятия получают госфинансирование.
Эта война привела к введению двухсторонних многомиллиардных тарифов и является беспрецедентной по своим масштабам и продолжительности, что приводит к большим убыткам для инвесторов и к большим потерям как для китайской, так и для американской экономики.
Гонконг
С момента начала протестных выступлений в прошлом году Гонконг стал ареной противостояния между КНР и Западом. По мнению Запада, распространение закона о государственной безопасности на территорию Гонконга является нарушением принципа “Одна страна, две системы” и наступлением на свободу данного города. Как результат, Трамп положил начало процессу прекращения преференциального торгового статуса бывшей британской колонии, который в свое время помог превратить ее в глобальный финансовый центр.
Тайвань
Остров, находящийся неподалеку от материкового Китая, всегда был яблоком раздора в двусторонних отношениях США и КНР. Для Народной республики Тайвань является неотъемлемой частью территории страны, США с 1970-х гг. не признает Тайвань суверенным государством. Однако в последнее время Трамп все чаще обращается к данной территории, в частности позитивно оценивая ее действия в ходе пандемии коронавируса. КНР считает это вмешательством во внутренние дела страны.
Huawei
Китайская компания Huawei была внесена в черный список руководством США. Решение было принято непосредственно президентом Дональдом Трампом, который в 2019 году подписал указ, запрещающий американским компаниям работать с китайским флагманом в сфере 5G. Почему такой запрет? США подозревают Китай в том, что он будет пользоваться новыми технологиями для осуществления шпионажа за американскими гражданами.
Уйгурский вопрос
По мнению США, Китай массово нарушает права мусульман уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и создает “концентрационные лагеря” для содержания тех, кто не согласен с линией официального Пекина. Для Китая подобные обвинения неприемлемы, поскольку они посягают на один из основных принципов ООН — невмешательство во внутренние дела.
И это лишь незначительная часть точек соприкосновения интересов двух великих держав. Таким образом, в ближайшие годы соперничество будет только нарастать, причин для разрядки международной напряженности не прослеживается. Китай бросил прямой вызов однополярной модели устройства мира, которую продвигают Соединенные Штаты.