Начинающие писатели в погоне за оригинальностью порою забываются. Сюжет виляет, как проселочная дорога, закручивается спиралью, а порою затягивается петлей на шее главного героя. С одной стороны, это, конечно, дает напряжение, но с другой - шансов спастись у персонажа не остается вовсе. И тогда автору приходится изобретать нечто невообразимое. Но зачастую спасение приходит в виде рояля в кустах. Выглядит это, конечно, нелепо и неправдоподобно, потому что ничто рояля не предвещало.
К примеру, представьте голую пустошь, где сражаются двое:
Ирнис подпрыгнул, перекувыркнулся в воздухе и в полете вонзил меч в грудь Аггиса. Тот захрипел, захлебываясь кровью, но в последний момент вскинул руку со стилетом так, что горло Ирниса напоролось на тонкое лезвие. Горячая кровь побежала по телу воина. Но груди Аггиса поднялась в последний раз, и мертвец осел на землю. Ирнис зажал рану на горле руками, чувствуя, как уходит из него жизнь.
И вдруг небо озарилось яркой вспышкой. Прямо с облака слетела златовласая фея и приложила сияющие ладони к ране воина.
- Кто ты? - выговорил Ирнис, когда рана на его горле затянулась. Но фея уже растаяла в предрассветных сумерках.
С тем же успехом можно было написать: "И вдруг из-за угла выезжает танк". Фея не появлялась в сюжете ни до этой сцены, ни после. Она выполнила свою роль и отправилась в небытие. Вот, это типичный рояль. Не надо так делать.
Но в то же время неожиданные повороты в сюжете необходимы. Тут такая интересная штука получается - поворот должен быть одновременно неожиданным и предполагаемым. Даже в приведенном примере, если бы фея играла еще какую-то роль в сюжета, имелись бы неясные намеки на то, что она помогает герою, из этого вполне мог бы получиться логически обоснованный поворот.
И, напоследок. Если для читателя намеки были неочевидны, слишком туманны и, вообще, непонятны, вряд ли книга ему понравится. Для него поведение сюжета будет странным и нелогичным. Дайте читателю немного догадок, дайте почувствовать себя умнее автора, и тогда в его голове сложится мозаика из сцен в единое полотно сюжета.