Любовная линия, пожалуй, есть в любой книге. Довольно редко обходится совсем уж без нее. Но многие брезгливо морщатся, при упоминании ЛыРа. Ассоциируется этот специфический термин исключительно с низкопробной литературой для женщин. Но в то же время ЛыР не перестает пользоваться популярностью.
Любовный роман, он же ЛыР, бывает разный, прежде всего. Я не любитель женской прозы, однако могу сказать, что есть книги, читающиеся на одном дыхании. И в то же время жанр изобилует примерами, вызывающими отвращение. Тут, конечно, можно говорить о стиле, языке, форме, но давайте разберем подробнее, почему иногда можно "прожить" героев, а иногда остается лишь ощущение омерзения.
На самом деле, все проще, чем кажется. Плохой любовный роман похож на сплетню. Не происходи погружения в персонажа, а создается ощущения подглядывания. И тогда хочется задать вопрос: "Зачем мне это знать?". Вот, к примеру:
Арина долго встречалась с Алексеем, но замуж он ее не звал, видимо, молодого человека и так все устраивало. Тогда она начала принимать ухаживания от колеги по работе Юрия. Он был старше девушки и дарил ей дорогие подарки. Часто можно было увидеть, как он подвозит Арину к дому. Алексей, скорее, все это тоже наблюдал, но молчал. Не то боялся потерять девушку, не то просто не любил ее. А сама Арина не любила ни того, не другого.
Здесь мы можем легко представить, как эту историю пересказывает старушка у подъезда. Вот, сидит она на скамейке, видит, как девушку подвез коллега по работе, и давай соседке свои домыслы изливать. Бабушке это, конечно, простительно, но не автору романа. Ошибок здесь несколько. Во-первых, мы еще знать не знаем эту Арину, зачем нам информация о том, с кем она встречалась? Обычно, кстати, в плохих романах нам заведомо повествуют в формате сплетни не только историю героини, но и ее ближайшего окружения. Этот спит с тем, а тот с этим, чтобы знали. Автор, видимо, считает, что таким образом погружает в историю, но это не погружение, а быстрое окунание в совершенно невнятное болото. Жили люди своей жизнью, встречались, расставались, а тут во все это вдруг читатель влез, и ему самому вроде как неудобно становится, потому что оказался он тут на месте мимокрокодила. Просто не нужно в ЛыРах делать такого экскурса в жизнь персонажа. Бабушка с лавочки тут лишняя, не нужно пересказывать читателю, как там дела обстоят, пусть он сам увидит. Покажите просто один день из жизни героини. В идеале автора, вообще, не должно быть видно. Читатель не должен воспринимать историю с чужих слов, он должен видеть ее сам.
Второе. Тот случай, когда уместен принцип "не рассказывай, а показывай". Глагол "любить" следует избегать вовсе в авторской речи. Это знание, а не ощущение, причем не подкрепленное ничем. Дайте читателю самому дойти до этого знания. Покажите, как героиня смотрит, как улыбается, как смущается, что у нее там внутри происходит. И тогда ничего рассказывать постфактум не придется. Тогда не будет ощущения, что вам рассказали о постороннем человеке нечто интимное, потому что вы сами ощутите себя этим человеком.
Как бы я поправил фрагмент:
По дороге с работы на Арину накатывала гнетущая тоска. Вечера превратились в такую же рутину, как и работа в офисе. Ничего не менялось день ото дня. Она провернула ключ в замке. Входная дверь тихо скрипнула, но молодой человек, сидевший за компьютером, даже не повернул головы. Арина нервно поджала губы, ведь он наверняка слышал, как она вошла. Она приблизилась к парню, положила руку ему на плечо, только тогда тот обернулся, оторвавшись от нежно любимых танчиков...
Хм... если продолжу писать дальше, получится слишком много текста, так как третья ошибка в первоначальном варианте - отсутствие деталей. Но, надеюсь, стало понятно, в чем ошибка первого фрагмента.
Пожалуй, на этом закончу.
И еще, сам по себе жанр любовного романа - это не признак плохого произведения. Пишите интересно, с чувством, проживая героев, а не пересказывайте сплетни, и тогда никто не будет кривиться над вашим произведением, проговаривая презрительно: "ЛыР".