Чтобы понять, какое резкое «вливание» нового сельского труда, и в каком объеме разом, могло произойти на Кавказе с массовым переселением туда малороссийских казаков, надо обратить внимание на завезенное ими имущество.
Ведь казаки бедняками совсем не были. Например, у некоторых казаков, которых следует считать всего лишь «самыми рядовыми в Сечи» (например, как у писаря Глобы) скот мог исчисляться тысячами(!)голов. Вопрос: «Если столько скота имели самые простые казаки, то КАКИЕ же тогда стада имели те из них, которые получили от царицы чины и дворянские звания!?»
Да, но что же это был за скот? Уж не свиньи ли? Нет, не свиньи. Понятно, что при всем влиянии на Малороссию Польши и всеобщей любви малороссиян к салу, пришедшему к ним из польской культуры (а в Польшу - из Германии: хотя одомашнивание свиней уходит на Ближний восток периода неолита, то есть - «каменного века» - откуда они попали на Запад, в современном мире Англия и Германия оспаривают первенство свиноводства), это были совсем не свиньи. Держать свиней, конечно, хорошо. 🐷 Но много свиней содержать просто не получится. Их содержание, в отдельном хозяйстве, возможно лишь в качестве небольшого «подсобного дела». Эти животные требуют ежедневного ухода, а также строительства помещений. Не смотря на седую древность их разведения человеком, они по-прежнему способны быстро одичать (превратившись в опасных для человека, при естественном скрещивании с диким кабаном и последующем одичании).
Значит, там был другой скот. А именно - коровы. Ещё возможно - волы и лошади (хотя лошадей много тоже не удержать - предоставленные сами себе, они быстро одичают с новыми поколениями жеребят). 🐂 🐃 🐄
А вот коровы - это именно те одомашненные животные, которые способны самостоятельно жить, не забывая о человеке. Размножаться и даже противостоять дикому зверю в полях они способны сами, без помощи человека. (В ночное время, при появлении волчьей стаи и даже при отсутствии быков, уже не пастух защищает коров. А коровы, встав в круг рогами наружу - пастуха и телят в центре). Не боятся зимних морозов. Способны добывать пищу из под снега. Как раз тот случай, когда человек может владеть большим стадом. Но, сколько точно в нем животных, может даже не знать. Оценивая количество «голов» в своем стаде лишь приблизительно.
Сегодня такой метод разведения коров - в чистом поле, предоставленных круглый год самим себе, называется «канадским». Интересно, что при этом способе стадо растет даже лучше, чем с человеческим уходом: ведь все молоко достается телятам.
Но, похоже, первым в жизнь этот способ был внедрен именно в Малороссии, в период «поздней» Запорожской Сечи. А вовсе не в Канаде. К тому времени, как Запорожская Сечь была уже упразднена, и все поголовье скота перешло с людьми на Кавказ, Канады ещё в природе не существовало.
А содержать казакам в степи свои персональные «тысячи голов скота» каким-либо иным образом, кроме как их свободного самостоятельного выпаса, было бы просто невозможно. На столько скота, чтоб регулировать его движение в ту или иную сторону, ни каких пастухов не хватит. Тем более, что ни каких специально завезенных пород собак (не говоря уж про полное отсутствие пород «своих», специально выведенных собак), охранявших бы стада вместе с пастухами, Малороссия никогда не имела и не выводила. Коров, надо полагать, казаки просто метили в стаде столько, сколько могли. А потом - гуляй себе в степи, моя животина: я тебя найду!
Не удивительно при таких стадах, что казаки Запорожской сечи (именно на её основе появилось позже казачество на Кавказе) сначала объединились с Россией «на вечные времена», будучи небогатыми и участвуя в совместных баталиях. А потом, после совместной победы в Крымской войне и хорошо разбогатев стадами животных, начали идти против воли русской царицы, в защиту «собственных интересов» (но это происходило уже не при Богдане Хмельницком).
Например, изгонять из пустынных степных земель (которые они заблаговременно засчитали за «свои возможные пастбища») новых поселенцев (сербов, молдаван, греков и других). Которые тоже верно послужили России (например, в русской армии был сербский полк). За что и получили, от царицы в благодарность, землю в тех бескрайних безлюдных степях. Конечно, тех обширных степей «за глаза» хватило бы и на стада коров, и даже на «орды» поселенцев. Но, видно, «делиться» с кем-либо казаки не привыкли. «Степь» для них, для рядовых, была не только «пастбищем», но и «волей». Можно сказать: «частью души». Казак в степи, где небо смыкалось с землею прямой линией, как в море, был свободен душой и телом, как ладья в море. А потому в той бескрайней степи, кроме них, только ветер ещё имел право свободно гулять. А может, они ещё опасались того, что «поселенцы от царицы» начнут воровать их животных, свободно пасущихся, где им вздумается, без регулярного присмотра.
Однако, для «верхушки» казачества (выходцы из обедневшей польской знати, которые, используя свои воинские знания как УСЛУГУ для многочисленных, но малограмотных рядовых малороссиян-казаков, нуждающихся в командирах, нашли себе «войско» в их лице, и - возможные к своему владению «земли» в Малороссии, что поднимало их личную значимость, особенно в Польше - там им можно было бы сравниться с самим королем) степь уже была не только «волей». Но и - теоретически возможными «своими» огромными землями. Которые можно самостоятельно «прирезать» себе столько, сколько сам сможешь.
И пусть такое поведение «поздней» Запорожской сечи в степных просторах напоминало поговорку про «собаку на сене»: «И сам - не гам, и другому не дам», но так уж вышло. Так что «поселенцы от царицы», этим свободным и богатеющим казакам, в «их» степи были совсем не нужны.
Следующая статья: «Кефир и русско-украинское казачество» на ЭТОМ канале. Начало ЗДЕСЬ. Все иллюстрации из открытых источников. Просьба не забывать про лайки.