Компания, отметившая 22-летие на рынке интернет-ритейла РФ. В 2020 году она заняла шестое место в списке самых дорогих компаний российского сегмента сети Интернет по версии Forbes. Ozon уже трижды предрекали выход на публичный рынок, начиная с 2017 года, но она не может выйти набезубыточность и откладывает выход на биржу до сих пор!
OZON.RU - отличная компания, развивающая сегмент интернет-продаж. Несмотря на планировавшийся выход на прибыль в 2017 году, уже 3 года планы реализовать не удается. Этому мешает большое количество средств, которые вкладываются в развитие инфраструктуры сервиса. В компании отмечают, что могли выйти на прибыль и по итогам 2018 и по итогам 2019 года, но сделали выбор в пользу масштабных инвестиций.
Как устроен бизнес компании Ozon
Большую долю выручки компании (а ее размер компания не афиширует) составляет продажа товаров. У продавцов есть доступ к маркетплейсу компании. Через него они размещают товары на сайте. Ozon берет комиссию за выполненные заказы, а также за хранение и доставку товара, если эти услуги дополнительно ходят в договор с поставщиком.
Какие направления развивает Ozon сейчас:
Увеличение площадь складов. Руководство считает, что темпы роста компании ограничены мощностью складов и системой доставки. За первую половину 2019 года их площадь выросла со 100 до 160 тысяч кв. метров. В ближайшее время планируется расширение складских помещений в Москве с 94 до 122 тыс кв. метров, а также открытие склада в Татарстане.
Развитие собственной платежной системы OzonCard это дебетовая банковская карта, выпущенная Ozon в партнерстве с «РНКО Платежный центр». Выпуск ее начался в 2019 году. Карта работает по всему миру, ей можно пользоваться как обычной картой Mastercard, например: оплачивать покупки в магазинах, кафе и ресторанах, снимать деньги в терминалах и банкоматах.
- Активное расширение сеть постаматов. В 2019 году удалось договориться с сетью "Пятерочка" об аренде площади магазинов под установку постаматов на льготных условия. Использование логистики продуктовой сети может оказать благоприятное влияние на скорость доставки сервиса. До конца 2020 года планируют открыть 2 тысячи пунктов выдачи заказов.
- Развитие сервиса «Озон-трэвел» через который активно бронируют авиа- и железнодорожные билеты. Сервис довольно популярный в среде путешественников. Его суммарный показатель в 2018 году превысил прогнозы и достиг 73,8 млрд. рублей.
- Запуск сервиса кредитования поставщиков "Ozon invest ". Прибыльная и перспективная на мой взгляд краудлендинговая история. Платформа кредитования Ozon invest молодая (работает с 2019 г.), но имеет положительные отзывы как со стороны инвесторов, так и со стороны заемщиков. Сервис привлек 140,3 млн рублей за 8 месяцев работы.
- Развитие платной подписки - Ozon.Premium дает доступ к бесплатной доставке при любой сумме заказа. Из 30 млн активных пользователей интернет-магазина платную подписку оформили уже 300 тысяч человек.
- Запуск быстрой доставки товаров повседневного спроса. Сервис ускоренной доставки работает с 2019 года и доступен для Москвы и Московской области.
- Продажа товаров иностранных продавцов. Услуга работает в тестовом режиме с мая 2019 года. Товар отправляют продавцы, а за доступ к аудитории «Озона» они платят комиссию.
В каких направлениях еще планирует развиваться Ozon:
- Дистанционная продажа лекарств. Для осуществления продажи и доставки лекарств, которые в РФ запрещено осуществлять через интернет-магазины напрямую, компания разработала особую бизнес схему.
- Возможное поглощение более мелких компаний отрасли. Пока официальных заявлений подобного плана от руководства не поступало, но поглощения для данной отрасли является обычной практикой, дающая отличные результаты, а значит отрицать вероятность будущих покупок Озоном более мелких компаний-конкурентов нельзя.
- Онлайн продажа автомобилей. СМИ сообщили о планах Ozon запустить онлайн продажу автомобилей ( о намерении реализовать аналогичную идею ранее заявляла платформа AliExpress). На витрине автодилера планируется представить 14 автомобильных брендов. На площадке для онлайн-продаж будут представлены в том числе Hyundai, Nissan, Kia, Renault и Volkswagen. В период действия пилотного проекта доставка авто будет осуществляться в пределах Москвы и области, а затем и по всей территории РФ.
Открытие магазина LG Electronics. 19 августа 2020 года компания объявила о том, что открывает продажи электроники и бытовой техники через маркетплейс Ozon. На отдельной витрине компании будет представлено порядка 400 наименований.
Режим самоизоляции был на руку бизнесу Ozon. По словам руководства компании продажи в марте—апреле продажи Ozon взлетели — результаты апреля 2020 превзошли апрель 2019 в 3 раза, который в вою очередь побил в несколько раз показатели 2018 года. Майские результаты публично не раскрываются, но они сопоставимы с апрельскими. Если второй волны пандемии и возвращения к режиму самоизоляции не удастся избежать, о выход на безубыточность компании станет достижимой целью.
Интерес к компании не однократно демонстрировали такие гиганты как Amazon и Сбербанк. Поэтому IPO компании на мой взгляд вопрос ближайшего будущего. Наиболее реалистичные сроки его проведения по мнению экспертов – это все же не конец 2020, а конец 2021 или 2022 года, при условии, что компания в ближайшее время выйдет на самоокупаемость.
Я очень жду IPO компании OZON и планирую принять в нем участие , а вы?
Было полезно? Жмите лайк!
Еще больше полезных статей о финансах читайте на моём канале Инвестор в юбке
Жмите СЮДА, чтобы подписаться!
Читайте также:
Что ждать от ИИС в новом году?
Выбираем компании черной металлургии, которые нужно иметь в портфеле в 2020!