Найти в Дзене
Любитель Кино

Как устроен фильм «Паразиты» и за что он получил «Оскар»

Фильм "Паразиты" корейского режиссёра Пон Чжун Хо рассказывает историю семьи бедняков Ким, которые обманом устраиваются на работу к богатому семейству Пак. Остроумная сатира на современное общество стала триумфатором Каннского кинофестиваля и победила на премии "Оскар". В этой статье я хотел бы попробовать разобраться, какими визуальными приёмами пользуется режиссёр фильма и как с помощью монтажа, цвета и света он обращает внимание зрителя на основную тему фильма - классовое неравенство. Монтаж Первый кадр - титры с названием фильма. Наш взгляд обращён к наполненному светом окну, после чего камера движется вниз по вертикали и опускает наш взгляд туда, где сидит герой - Ки У. Пространство намеренно сужено, семью Ким будто пригвоздили к земле. Затем мы наблюдаем как их травят ядом, словно тараканов, сразу дан намёк на то, что главные герои относятся к социальному дну. Даже зрители смотрят на них будто бы сверху. Абсолютно другим кажется дом Паков. Ощущение простора и чистоты подчёркну

Фильм "Паразиты" корейского режиссёра Пон Чжун Хо рассказывает историю семьи бедняков Ким, которые обманом устраиваются на работу к богатому семейству Пак.

Остроумная сатира на современное общество стала триумфатором Каннского кинофестиваля и победила на премии "Оскар".

В этой статье я хотел бы попробовать разобраться, какими визуальными приёмами пользуется режиссёр фильма и как с помощью монтажа, цвета и света он обращает внимание зрителя на основную тему фильма - классовое неравенство.

Кадр из фильма "Паразиты"
Кадр из фильма "Паразиты"

Монтаж

Первый кадр - титры с названием фильма. Наш взгляд обращён к наполненному светом окну, после чего камера движется вниз по вертикали и опускает наш взгляд туда, где сидит герой - Ки У.

Кадр из фильма "Паразиты"
Кадр из фильма "Паразиты"

Пространство намеренно сужено, семью Ким будто пригвоздили к земле. Затем мы наблюдаем как их травят ядом, словно тараканов, сразу дан намёк на то, что главные герои относятся к социальному дну. Даже зрители смотрят на них будто бы сверху.

Кадр из фильма "Паразиты"
Кадр из фильма "Паразиты"

Абсолютно другим кажется дом Паков. Ощущение простора и чистоты подчёркнуто длинными кадрами. Длительное движение камеры погружает зрителя в пространство сюжета. "Паразиты" отличаются особенно медленным монтажём, средняя продолжительность кадра в фильме 7.5 секунды, что в 1.5 раза больше средней длительности в современном кино.

Кадр из фильма "Паразиты"
Кадр из фильма "Паразиты"

Семейство Пак - воплощение благополучия и материального достатка. Их наивность в какой-то степени отдаёт святостью, следствие их освобождения от забот. Внутри кадра герои из разных миров разделяются буквальной чертой, что ещё больше подчёркивает их социальное различие.

Цвет

Социальный контраст в фильме в том числе работает на уровне цвета. Завязка "Паразитов" происходит на перекрёстке когда Ки У соглашается на предложение своего друга. Ки У прячется в нейтральности зелёно-синего, в то время как его знакомый освещен жёлтым уличным светом - он билет в успешную жизнь.

Кадр из фильма "Паразиты"
Кадр из фильма "Паразиты"

В фильме работает символика цвета, характерная для всей корейской культуры. Пространство дома Паков обозначено оттенками оранжевого и жёлтого - это символ благополучия, стабильности, удачи, императорской власти. Появление этого цвета в кадре указывает к привилегированному классу.

Кадр из фильма "Паразиты"
Кадр из фильма "Паразиты"

Фиолетовый, синий, зелёный и их оттенки, символически связаны с постоянством. В фильме эти цвета - индикаторы пространства бедных, эксплуатируемых. Они указывают на безвыходные и беспомощное положение героев, к этому пространству относится семейство Ким и весь обслуживающий персонал семейства Паков.

Свет

Хотя световой контраст в фильме не очень интенсивный. В "Паразитах" световые акценты играют ключевую роль на визуальном уровне. В начале фильма герой Ки У перемещается из тьмы в свет. Поднимается к благополучию, минуя социальные лифты. Дом Паков зритель впервые видит залитым солнечным светом и похожим на рай. Это ощущение усиливается ракурсом снизу.

Кадр из фильма "Паразиты"
Кадр из фильма "Паразиты"

Для Пон Чжун Хо было особенно важным было поведение солнечного света в пространстве. Окна - часто единственный источник дневного освещения в фильме. Члены семьи Ким почти всегда устремлены к свету, но полностью не могут стать его частью, они боятся его, чувствуют себя не комфортно, если вдруг на них попадает луч.

Кадр из фильма "Паразиты"
Кадр из фильма "Паразиты"

Герои социального низа - заложники тёмного пространства, естественные его обитатели. Когда семейство Ким захватывает дом Паков, небо над ними становится тёмным, будто они своей бедностью и неотёсанностью заражают мир богатых и благополучных.

Визуальная ткань "Паразитов" выражает контраст между миром бедных и богатых. Нижние и верхние ракурсы, свет и тень, тёплый жёлтый и тусклый синий, вертикальные панорамы - всё это работает для выражения иерархического разрыва, противопоставляя полуподвальный тёмный мир и благополучие светлого. Опираясь только на визуальную составляющую можно многое сказать о фильме и замысле автора. В "Паразитах" на этом уровне рассказывается своя история. Пон Чжун Хо саркастически критикует социальное неравенство, хотя после просмотра его фильма тяжело вздыхает всё современное капиталистическое общество.