Дэвид Линч – один из наиболее знаменитых 'нестандартных' кинорежиссёров, чьё имя плотно ассоциируется с артхаусом, сюрреализмом, триллерами и сильно запутанными сюжетами. Главным успехом в карьере Линча стал сериал Твин Пикс, который имел чудовищный успех в США в начале 90-ых, став настоящей сенсацией в мире сериалов. Его полнометражные фильмы не имели такого успеха в мейнстриме и очень немногие из них можно назвать коммерчески успешными, но культовый статус Дэвиду всё таки обеспечили. Сегодня я сделаю небольшой обзор на каждый из его фильмов и составлю рейтинг его фильмов, согласно моему личному мнению.
10 место, Дикие сердцем (1990)
Любовное road movie с Николасом Кейджем в главной роли, снималось параллельно второму сезону Твин Пикса, из-за чего роль режиссёра во втором сезоне в большинстве выпусков выполнял кто-то другой. На мой взгляд, оно того не стоило – достаточно невнятная и весьма смазливая история. В прочем, Линч не был бы Линчем если бы снял совсем уж банальное и ванильное love story - сомнительный юмор и куча отсылок к "Волшебнику в стране Оз" прилагаются. С другой стороны, оно того стоило на стороне Твин Пикса – отсутствие Линча позволило себя проявить многим другим режиссёрам.
9 место, Голова-ластик (1977)
Первый фильм в карьере Линча. Задним числом получил широкую популярность и даже каким-то чудом попал в список исторически важных фильмов США в 2004 году. В 1977 году же фильм разве что мог похвастаться успехом на midnight movie показах. Фильм излишне затянут (даже его укороченная версия), насквозь пропитан социофобной и депрессивной атмосферой, что делает его далеко не самым приятным для просмотра. Сюжет повествует о мужчине от которого ушла жена и оставила воспитывать больного ребёнка одного. Внешне главный герой поразительно напоминает самого Дэвида Линча, а основной мотив ленты копирует событие из его личной биографии: в 1974 году он развёлся, оставшись на руках с маленькой дочерью, Дженнифер Чемберс Линч, рождённая в 1968 году. К слову, именно она существенно позже написала книгу "Секретный дневник Лоры Палмер", который является частью официальной истории Твин Пикса.
8 место, Человек-слон (1980)
Второй фильм Линча. Как и "Голова-ластик", является черно-белым и весьма депрессивным кино. На этот раз, Линч взялся за постановку реальной истории о трагедии британского гражданина, чьё тело почти что полностью было подвержено чудовищным деформациям, и о враче, который спас его от жизни в цирке уродов. Если не считать того, это конкретный грузняк, то фильм достаточно хорош, собрал таких знаменитых актёров как Энтони Хопкинс и Джон Хёрт, смог попасть в поле зрения широкого зрителя, получить ряд номинаций, а так же дал Дэвиду билет в Голливуд, что ему позволило снять "Дюну". "Человек-слон" стал самым коммерчески успешным фильмом Линча, хотя в число наиболее популярных он, как правило, не входит.
7 место, Простая история (1999)
Нетипичный фильм для Линча из-за своей прямолинейности и отсутствия упоротого контента. Ну кроме того, что главный герой – старик, который на газонокосилке едет в другой штат, чтобы помириться с братом, который недавно перенёс инсульт. Очень добрый и простой фильм, а тот факт, что актёр играющий главного героя сам был достаточно серьёзно болен, добавляет убедительности. "Простая история" это road movie, по большей части состоящая из случайных встреч гг с разными людьми на дороге. Не смотря на то, что фильм выиграл не мало наград, сильно успешным его трудно назвать – фильм не окупился на рынке США, но всё же смог окупиться благодаря кассовым сборам в остальном мире. Ну и как и "Человек-слон", "Простая история" основана на реальной истории.
6 место, Малхолланд-драйв (2001)
"Малхолланд-драйв" очень часто называют лучшим фильм Линча, одна из немногих его полнометражных лент, что получило широкое признание. Возможно этому помогла политика - сюжет крутится вокруг лесбийской истории любви. К частью, это не является главной темой ленты, а скорее то, что лежит на поверхности - получилась достаточно глубокая лента на тему "мечты о счастливой жизни и профессиональном успехе vs жестокая реальность" в контексте начинающих актрис, что пытаются пробиться в Голливуде. Хорошее трогательное кино с достаточно сильно запутанной сюжетной линией. Интересно, что изначально "Малхолланд-драйв" планировался как сериал, но после отказа от ABC (та же кампания, что продюсировала первые два сезона Твин Пикса) было решено это снять как полнометражный фильм.
5 место, Твин Пикс: Сквозь огонь (1992)
Многие этого не знают, но не смотря на абсолютный успех Твин Пикса, ABC ненавидели данный проект и мечтали о закрытии сериала ещё во времена первого сезона. Дэвид Линч и Марк Фрост оттягивали закрытие сериала достаточно долго, добившись возможности доснять два сезона до конца, но неизбежное всё же произошло и ABC закрыли сериал, что поставило третий сезон на паузу аж на 25 лет. Не смотря на это, Линч не захотел так просто прощаться со вселенной Твин Пикса и решил самостоятельно снять приквел к сериалу, без Марка Фроста. Фильм получился интересным, но существенно более сюрреалистичным и триллерным чем первые два сезона, что было воспринято фанатами в штыки, сделав "Твин Пикс: Сквозь огонь" коммерческим провалом. Не смотря на это, спустя годы фильм всё же получил симпатию фанатов.
4 место, Синий бархат (1986)
Как и "Малхолланд-драйв", "Синий Бархат" часто называют лучшим фильмом Линча, а так же один из тех фильмов Линча, что не только стал коммерчески успешным, но и получил широкую популярность. "Синий Бархат" можно назвать 'демо-версией' Твин Пикса: тоже маленький городок, внешне благополучный, но со страшными тайнами. Разве что масштаб происходящего намного меньше и без мистики. Интересно, что чтобы получить 'зелёный свет' на съёмку "Синего Бархата", Линчу нужно было вначале снять "Дюну".
3 место, Дюна (1984)
Обычно данный фильм принято критиковать: единственный Голливудский фильм Линча стал финансовым провалом, сам Линч не любит ленту за то, что его творческую свободу ограничивали и 'это не его жанр', фанаты Линча тоже часто говорят, что 'это не его жанр', далеко не все фанаты оригинального произведения "Дюна" способны смериться с особенностями творческого стиля Линча. Тем не менее, лично я научную фантастику люблю и данный фильм – очень даже качественная научная фантастика, кто бы что не говорил. И хорошо, что Линч снял именно это, а не шестой эпизод Звёздных Войн, как изначально предполагалось. Помимо прочего, "Дюна" так же выделяется тем, что это единственный фильм Линча в котором события развиваются быстро. А ещё, в этом фильме одного из антагонистов играл знаменитый певец Sting.
2 место, Внутренняя империя (2006)
На редкость запутанный и упоротый фильм, наиболее упоротый из всей фильмографии Линча. Частично похож на "Малхолланд-драйв" и, в меньшей степени, на "Шоссе в никуда". У меня на канале есть отдельный выпуск про этот фильм. "Внутренняя империя" - последний фильм Дэвида Линча, больше снимать полнометражное кино он не собирается.
1 место, Шоссе в никуда (1997)
На мой взгляд, этот фильм взял всё лучшее от Линча: триллер, запутанный сюжет, любовные истории, маленькие американские городки, элементы road movie, сюрреалистичность всего происходящего. Имеется даже местная помесь между Джокером и Джи-мэном. Саундтрек тоже тоже тащит: помимо постоянного завсегдатая Линчевских проектов – американского композитора итальянского происхождения Angelo Badalamenti, к фильму так же приложили руки такие легендарные индастриальщики как Rammstein, Marilyn Manson и Nine Inch Nails, Мэрлин Мэнсон так же имеет эпизодическое появление в фильме. Если для ознакомления с творчеством Дэвида Линча нужно было бы рекомендовать что-то только одно, то я бы с лёгкостью назвал именно "Шоссе в никуда".