Совсем недавно в сети появилась целая серия статей, критикующих герб СССР 1923 года. Основной тезис критики: герб нарисован с вопиющей ошибкой! Рукоятка серпа нарисована вверх тормашками! На самом деле утолщенная часть должна находиться внизу, а не вверху! Художник срисовывал со сломанного серпа, к которому ручку приложили наоборот! Куда смотрел сам художник, а также члены ЦИК! Только в 1936 году советское руководство обнаружило ужасную ошибку в серпе и спешно изменило герб!
Были еще и претензии к отсутствию на глобусе острова Мадагаскар. Но даже сами критики понимали, что мелкие детали карты художник сознательно опустил. Ведь на карте нет и острова Цейлон, и Черного моря, а Америка вообще показана бесформенным пятном. А вот на "неправильном" серпе критики оттоптались как следует.
Неужели действительно наш современник - диванный эксперт, у которого все сельскохозяйственное образование заключается в том, что он лично знал человека, который в детстве видел лошадь, нашел ошибку в рисунке художника 1920-х годов? И хорошего художника! Герб СССР ведь действительно рисовали профессионалы. К тому же в то время процент людей, хорошо знакомых с детства с сельскохозяйственными орудиями, был гораздо выше, нежели сейчас; неужели все просмотрели? Вот и попробуем разобраться. А помогут нам фотографии вполне реальных использовавшихся в хозяйстве серпов, которых, благо, сохранилось на просторах нашей родины предостаточно.
Мнение нашего современника - критика герба СССР об обязательной форме ручки серпа с расширением на периферийной части скорее всего сложилось из-за распространенных уже в наше время (1970-е годы уже вполне можно считать "нашим временем") ручек для инструментов; ГОСТы предусматривали несколько моделей ручек для напильников, шаберов, надфилей; как правило, все они имели утолщение на головке для удобного размещения ладони работающего, у места соединения с инструментом - небольшую "шейку", а также галтельный упор для большого пальца и металлическое кольцо, предохраняющее ручку от раскалывания. Такие ручки инструментов были хорошо знакомы всем; даже школьники их прекрасно знали, т.к. в школьные мастерские оснащались инструментами именно с такими гостированными ручками.
И действительно эта форма ручки достаточно удобна. Среди сохранившихся серпов начала ХХ века большой процент имеет именно такие ручки. Но дело в том, что это совсем не единственная модель. В 1920-х системы государственных стандартов еще не существовало, хозяйственный инструмент делали как предприятия, так и мастера-кустари, поэтому ручки изготавливались самых разных видов. Они могли быть и цилиндрическими, и коническими (с утолщением у головки - в периферийной части), и фигурными с одной или двумя "шейками" или поясками-утонениями. Вот, например, фото аутентичных серпов начала ХХ века; среди нескольких привычных ручек с "шейкой" и утолщением на периферии есть и совершенно цилиндрический образец. И судя по внешнему виду серпа, он успешно и долго эксплуатировался.
А вот еще (фото внизу): ручка кустарного изготовления, от времени уже растрескавшаяся и скрепленная хомутами; никаких утолщений и "шеек".
Еще один вариант, и тоже видавший виды. А теперь форма ручки похожа на вытянутый овал, "шейки" нет и в помине.
Вот одна из моделей серпов, изготавливаемых в наши дни. О чудо! Утолщение на рукоятке не на периферии, а у комля. Не иначе современные производственники хотят "обелить" художников герба СССР 1923 года.
И снова берем в руки исторический, прошедший огонь и воду серп. И опять утолщение у комля, а "шейка" в периферийной части. Точно как в "неправильном" гербе СССР.
Еще одно фото из музейной экспозиции. И опять то же самое! Утолщение сделано в комлевой части; именно туда вставляется хвостовик серпа. Видимо, мастер решил усилить именно эту часть, дабы при работе рукоятка не растрескалась.
Что в сухом остатке?
Форма ручки серпа в 1920-е годы не регламентировалась жёстко. Хоть большая часть серпов имела "классическую" ручку с утолщением у головки и "шейкой" в комлевой части, но достаточно часто применялись и другие конструктивные решения. Художник герба 1923 года выбрал ту форму ручки (из реально существующих), которая показалась ему наиболее выигрышной на рисунке.
Поэтому радость диванных критиков преждевременна. Никакой ошибки в ручке серпа на рисунке герба 1923 года нет.
Позднее при переделке герба в 1936 году другой художник предпочел более традиционную форму ручки, которая показалась ему более изящной. Имел право.
***
Еще на канале - "Почему я против копий Знамени Победы"
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.
.