Предлагаю простой алгоритм рассуждения, при определении сомнительного (безударного) окончания существительного.
Определяем склонение имени существительного
· если существительное 2 склонения – (не сомневаясь) пишем окончание «е»;
· если существительное 3 склонения – (не сомневаясь) пишем окончание «и»;
· если существительное 1 склонения – подставляем проверочное слово «рука». Какое окончание у слова рука, такое же пишем в проверяемом слове.
Например:
У кроват… стояла ваза с букетом ромашек.
Рассуждаем так: начальная форма (что?) кровать – 3 склонение, пишем окончание «и» - кровати.
На диван… спал большой рыжий кот.
Рассуждаем так: начальная форма (что?) диван – 2 склонение, пишем окончание «е» - диване.
На кукольной кроватк… спал наглый рыжий кот.
Рассуждаем так: начальная форма (что?) кроватка – 1 склонение, подставляем проверочное слова «рука». Ну кукольной руке спал наглый рыжий кот. (руке – окончание «е», поэтому на кроватке тоже е).
Из-за кроватк… выглядывала мордочка плюшевого зайца. (Из-за руки выглядывала мордочка плюшевого зайца. Руки окончание «и», поэтому кроватки тоже окончание «и».)
Всё очень просто. Кстати вместо слова рука, можно использовать любое другое существительное 1 склонения с ударным окончанием. Можно «поиграть» и договориться с ребёнком, что это будет ваше секретное слово.
Упражнения для тренировки.
1. Вставь безударное окончание.
Откусил от лепёшк…, слушал на урок…, приготовился к работ…, купил на базар…, подошёл к окраин…, отбежал от площадк…, ждал на вокзал…, отъехал от площа…, отказался от повязк…, прикоснулся к тайн…, играл на площадк…, прокатился на барашк…, маршировал на площад… .
2. Вставь безударное окончание.
Написал о грубост…, хранили в банк… (деньги), на дне банк…, рассказал о грубиян…, пострадал от грубост…, написал о черёмух…, прочитал о сирен…, мечтал о дуб..., вырезал из палк…, подлетел к мельниц…, лежал в больниц…, держал в ладон…, спал в колыбел…, клевал к кормушк…, зажал в ладошк… .
3. Вставь пропущенные буквы.
Лежал в колыбельк…, подбежал к ёлк…, подбежал к ел…, слово из поговорк…, рассказ о букашк…, связал из шерст…, вспомнил о гордост…, ползёт по травинк…, варенье из земляник…, косточки в арбуз…, значок на фуражк…, боль в колен…, сидеть в холод…, уехал из деревн…, поведал о жизн… .
4. Подчеркни правильные окончания имён существительных.
В снежном царств(е/и), в облак(е/и) из капельк(е/и) воды родилась снежинка. Ветер кружил её в возду(е/и). За первой снежинкой летели стайки белых звёздочек. Одни опустились на ветв(е/и) берёзк(е/и), сирен(е/и), ел(е/и), осинк(е/и). другие уселись на крышу избушк(е/и), пушистым покрывалом укрыли следы на дорожк(е/и) во дворе.
5. Подчеркни правильные окончания имён существительных.
К околиц(е/и) деревн(е/и) по тропинк(е/и) бежит хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улиц(е/и). Весь день жаворонок проводит в поисках пищ(е/и) на окраин(е/и) деревн(е/и). На мороз(е/и) жаворонок не зябнет.
6. Подчеркни правильные окончания имён существительных.
Вечером у лесной тропинк(е/и) мы увидели светлячка. Миша поймал одного. Он ползал по ладон(е/и) и освещал на кож(е/и) все морщинк(е/и) и бугорк(е/и). Мы собрали в коробку несколько светлячков и посадили их на листья сирен(е/и). Всю ночь под нашими окнами горели, переливались зелёные огоньки. В тёплые летние дни вдоль тропинк(е/и) много появляется светлячков.
7. Подчеркни правильные окончания имён существительных.
Медленно ползёт по улиц(е/и) рассвет. В воздух(е/и) раздаётся пересвист птицы. Это проснулся и бежит к дорог(е/и) хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улиц(е/и) , на окраин(е/и) города . Весь день жаворонок в поиск(е/и) пищ(е/и) . В стужу он прыгает на одной ножк(е/и) . Ночью ему тепло. Он лежит в ямк(е/и). Лапки и клюв жаворонок прячет в густое перо.