Найти тему

Развитие речи: игры и занятия — подробный план 1+ (Часть первая)

Всем привет!

В сегодняшней статье хочу рассказать, как я занималась со своими детьми на развитие речи. У меня получился пошаговый план, которого я старалась придерживаться. Такие занятия могут активизировать речь ребенка и нужно начинать их использовать, как можно раньше. Я начала с года.

Так же, предлагаю материалы для скачивания для полноценных занятий с малышами.

Ну что? Давайте посмотрим подробнее:

Пассивное стимулирование речи

Начну, пожалуй, с пассивного развития речи. Сюда решила отнести всевозможные массажи.

Так, например, прекрасно подойдет резиновый массажный мячик или колючий пластиковый мячик — су-джок. Подобные занятия обязательно проводятся в комплексе упражнений на запуск речи у неговорящих детей.

Массаж с мячиком

Многие недооценивают пользу от массажа с мячиком, и зря. Я проводила со своими детьми ежедневные занятия в виде игр и баловства каждый вечер.

Мало того, что им это нравилось, но и положительно сказывается на всем организме в целом: улучшается кровообращение, развивают тактильную чувствительность, стимулируются так называемые "речевые зоны", отрабатывается координация и мелкая моторика.

В общем, это довольно обширная тема, и поэтому вынесла ее в отдельную статью. Там вы найдете полное руководство, как заниматься с пользой и чтобы ребеночку это нравилось — небольшие личные секретики.

Логопедическая коробушка

Эта коробушка, назову ее логопедической, появилась у нас не в один день, а накапливалась и пополнялась постепенно. Сначала мы занимались только с массажным мячиком, но постепенно начали добавлять и другие предметы для массажа, так и появилась наша коробочка.

Сюда вошли всевозможные сенсорные предметы, которыми можно было делать массаж на ладонях, ступнях детей. Вот что у нас вошло в этот набор:

  • старая зубная щетка;
  • массажный мячик;
  • массажная не жесткая расческа;
  • трех реберный карандаш;
  • шишки;
  • су-джок;
  • грецкие орехи;
  • резиновое кольцо;
  • одежная мягкая щетка

Вечером перед сном, у нас уже ритуал — мы достаем нашу коробушку и массируем ладошки и ступни.

Но так было не всегда, дети сначала не давались вообще, потом постепенно привыкли и теперь получают удовольствие, смеются и играют.

При помощи этих предметов стимулируем рецепторы рук и ступней ребенка, это благоприятно сказывается на физическом состоянии малыша, улучшается кровоток и мозговая активность.

Можно играть по карточкам-потешкам для пальчиков, которые я опишу ниже.

А вот и наши первые игры на развитие речи:

Потешки на ладошке

В эти мини-игры можно играть с самого рождения. Это потешки про пальчики. Где можно играть именно на ладошке ребенка: разминать и массировать в игре маленькие пальчики.

Тем самым прекрасно стимулировать кору головного мозга, что нужно не только для развития речи, но и для всеобщего развития.

Сначала я искала такие потешки в книгах, но не все подходили, поэтому я сделала свою подборку, которая мне наиболее импонировала и оформила в виде карточек для постоянного использования.

Потом конечно, я их уже все выучила, но сыну нравилось, когда я давала выбрать ему карточку для игры.

-2

Карточки можно скачать в оригинале статьи на сайте.

Активное стимулирование речи

Примерно с года я поэтапно проводила занятия на развитие речи с ребенком с наборами карточек.

Наш первый обучающий набор, который сын очень любит — это "Звукоподражание".

Звукоподражание 0+

Это карточки, в основном с представителями животного мира, предметы и некоторые глаголы, которые можно озвучить короткими звуками, например, качаться: кач-кач.

Простые слова — слоги, которые отождествляют какое-либо животное или предмет. Занятия по таким карточкам отлично пополняют активный и пассивный словарь малыша. Для нас это был уровень сложности 1.

-3

Сначала малыш смотрит, занимаемся регулярно и через некоторое время узнает карточки и начинает их озвучивать сам.

Карточки можно скачать на сайте в оригинале статьи.

Уровень 2: когда малыш запомнил все предыдущие карточки и научился без труда их узнавать, я усложнила задачу.

Болтушки 1+

Примерно с 1 год 3 мес, добавляю комплект карточек "Болтушки", в котором каждая карточка - слоговая дорожка-рифмовка с картинкой. Так же показываем картинку ребенку и проговариваем что на ней написано.

-4

Карточки можно скачать на сайте в оригинале статьи.

Первые глаголы 1+

Уровень 3: Включаю в занятия с сыном набор карточек с глаголами. Это слова - действия. Рассматриваем картинки и я проговариваю что видим короткими предложениями: мальчик сидит, девочка кушает кашу.

-5

Скачать карточки можно можно на сайте в оригинале статьи.

Стишки с договариванием 1,5+

Уровень 4: по мере усвоения предыдущей информации и, чтобы разнообразить занятия на развитие речи, да и малышу уже поднадоели предыдущие карточки, включаю набор "Стишки с договариванием", они же простые загадки

Начали примерно с полутора лет.

Здесь — веселая игра, где стихотворная рифма поможет малышу запомнить отгадки путем многократного повторения.

Запоминаем простые слова и увеличиваем словарный запас. Читаю коротенький стишок-загадку, не дочитывая последнее слово-ответ.

Жду, чтобы сынуля договорил.

Потом еще усложняю: читаю короткую загадку и выкладываю перед ребенком карточки, он должен озвучить и выбрать правильную карточку - ответ с нужной картинкой.

Так они выглядят:

-6

Варианты игр с карточками:

Чтобы не было скучно и однообразно мы каждый раз играем по-разному. Вот некоторые примеры:

  • Карточки в руке у мамы веером. Малыш выбирает любую карточку, переворачивает ее и пытается озвучить.
  • Карточки лежат в стопочке рубашкой вверх. Малыш берет только по одной верхней карточке, переворачивает ее и называет (или не называет ).
  • Карточки рубашкой вверх все смешиваются в кучку, ребенок берет какую захочет, но только по одной.
  • Держу карточки в своей руке. Ребенку нужно выполнить какое-либо действие, чтобы карточку можно было взять. Например, нажать как-будто бы на кнопку, дернуть маму за пальчик и пр.
  • Беру по одной карточке в каждую руку и прячу за спину, предлагаю ребенку выбрать в какой руке.
  • Использую мягкую игрушку, которая предлагает взять карточку.

Пальчиковые игры

Какие игры на развитие речи с ребенком без пальчиковых игр!

Проводятся они за столом и задействованы в основном только руки. Ребенок подражает и имитирует те или иные действия, конечно показывает и помогает мама.

Такие игры довольно эффективны и проверены не одним десятилетием.

Более подробно о пальчиковых играх для детей до трех лет я писала в этой статье.

Так же отлично расширяют кругозор и дополняют пассивный словарь малыша карточки Домана,скачать можно на моем сайте.

Так как развитие речи происходит через игру, то мы играем в театр.

Есть много разных видов детского театра. Я остановилась на таком:

Театр теней 2+

Читать статью до конца можно здесь, там же скачать все выше приведенные материалы.

Всем пока, желаю успехов и терпения с малышами!

Помните, что ниже можно оставить комментарий!

Статью писала с душой, Юлия Полонская