Всем привет!
В сегодняшней статье хочу рассказать, как я занималась со своими детьми на развитие речи. У меня получился пошаговый план, которого я старалась придерживаться. Такие занятия могут активизировать речь ребенка и нужно начинать их использовать, как можно раньше. Я начала с года.
Так же, предлагаю материалы для скачивания для полноценных занятий с малышами.
Ну что? Давайте посмотрим подробнее:
Пассивное стимулирование речи
Начну, пожалуй, с пассивного развития речи. Сюда решила отнести всевозможные массажи.
Так, например, прекрасно подойдет резиновый массажный мячик или колючий пластиковый мячик — су-джок. Подобные занятия обязательно проводятся в комплексе упражнений на запуск речи у неговорящих детей.
Массаж с мячиком
Многие недооценивают пользу от массажа с мячиком, и зря. Я проводила со своими детьми ежедневные занятия в виде игр и баловства каждый вечер.
Мало того, что им это нравилось, но и положительно сказывается на всем организме в целом: улучшается кровообращение, развивают тактильную чувствительность, стимулируются так называемые "речевые зоны", отрабатывается координация и мелкая моторика.
В общем, это довольно обширная тема, и поэтому вынесла ее в отдельную статью. Там вы найдете полное руководство, как заниматься с пользой и чтобы ребеночку это нравилось — небольшие личные секретики.
Логопедическая коробушка
Эта коробушка, назову ее логопедической, появилась у нас не в один день, а накапливалась и пополнялась постепенно. Сначала мы занимались только с массажным мячиком, но постепенно начали добавлять и другие предметы для массажа, так и появилась наша коробочка.
Сюда вошли всевозможные сенсорные предметы, которыми можно было делать массаж на ладонях, ступнях детей. Вот что у нас вошло в этот набор:
- старая зубная щетка;
- массажный мячик;
- массажная не жесткая расческа;
- трех реберный карандаш;
- шишки;
- су-джок;
- грецкие орехи;
- резиновое кольцо;
- одежная мягкая щетка
Вечером перед сном, у нас уже ритуал — мы достаем нашу коробушку и массируем ладошки и ступни.
Но так было не всегда, дети сначала не давались вообще, потом постепенно привыкли и теперь получают удовольствие, смеются и играют.
При помощи этих предметов стимулируем рецепторы рук и ступней ребенка, это благоприятно сказывается на физическом состоянии малыша, улучшается кровоток и мозговая активность.
Можно играть по карточкам-потешкам для пальчиков, которые я опишу ниже.
А вот и наши первые игры на развитие речи:
Потешки на ладошке
В эти мини-игры можно играть с самого рождения. Это потешки про пальчики. Где можно играть именно на ладошке ребенка: разминать и массировать в игре маленькие пальчики.
Тем самым прекрасно стимулировать кору головного мозга, что нужно не только для развития речи, но и для всеобщего развития.
Сначала я искала такие потешки в книгах, но не все подходили, поэтому я сделала свою подборку, которая мне наиболее импонировала и оформила в виде карточек для постоянного использования.
Потом конечно, я их уже все выучила, но сыну нравилось, когда я давала выбрать ему карточку для игры.
Карточки можно скачать в оригинале статьи на сайте.
Активное стимулирование речи
Примерно с года я поэтапно проводила занятия на развитие речи с ребенком с наборами карточек.
Наш первый обучающий набор, который сын очень любит — это "Звукоподражание".
Звукоподражание 0+
Это карточки, в основном с представителями животного мира, предметы и некоторые глаголы, которые можно озвучить короткими звуками, например, качаться: кач-кач.
Простые слова — слоги, которые отождествляют какое-либо животное или предмет. Занятия по таким карточкам отлично пополняют активный и пассивный словарь малыша. Для нас это был уровень сложности 1.
Сначала малыш смотрит, занимаемся регулярно и через некоторое время узнает карточки и начинает их озвучивать сам.
Карточки можно скачать на сайте в оригинале статьи.
Уровень 2: когда малыш запомнил все предыдущие карточки и научился без труда их узнавать, я усложнила задачу.
Болтушки 1+
Примерно с 1 год 3 мес, добавляю комплект карточек "Болтушки", в котором каждая карточка - слоговая дорожка-рифмовка с картинкой. Так же показываем картинку ребенку и проговариваем что на ней написано.
Карточки можно скачать на сайте в оригинале статьи.
Первые глаголы 1+
Уровень 3: Включаю в занятия с сыном набор карточек с глаголами. Это слова - действия. Рассматриваем картинки и я проговариваю что видим короткими предложениями: мальчик сидит, девочка кушает кашу.
Скачать карточки можно можно на сайте в оригинале статьи.
Стишки с договариванием 1,5+
Уровень 4: по мере усвоения предыдущей информации и, чтобы разнообразить занятия на развитие речи, да и малышу уже поднадоели предыдущие карточки, включаю набор "Стишки с договариванием", они же простые загадки
Начали примерно с полутора лет.
Здесь — веселая игра, где стихотворная рифма поможет малышу запомнить отгадки путем многократного повторения.
Запоминаем простые слова и увеличиваем словарный запас. Читаю коротенький стишок-загадку, не дочитывая последнее слово-ответ.
Жду, чтобы сынуля договорил.
Потом еще усложняю: читаю короткую загадку и выкладываю перед ребенком карточки, он должен озвучить и выбрать правильную карточку - ответ с нужной картинкой.
Так они выглядят:
Варианты игр с карточками:
Чтобы не было скучно и однообразно мы каждый раз играем по-разному. Вот некоторые примеры:
- Карточки в руке у мамы веером. Малыш выбирает любую карточку, переворачивает ее и пытается озвучить.
- Карточки лежат в стопочке рубашкой вверх. Малыш берет только по одной верхней карточке, переворачивает ее и называет (или не называет ).
- Карточки рубашкой вверх все смешиваются в кучку, ребенок берет какую захочет, но только по одной.
- Держу карточки в своей руке. Ребенку нужно выполнить какое-либо действие, чтобы карточку можно было взять. Например, нажать как-будто бы на кнопку, дернуть маму за пальчик и пр.
- Беру по одной карточке в каждую руку и прячу за спину, предлагаю ребенку выбрать в какой руке.
- Использую мягкую игрушку, которая предлагает взять карточку.
Пальчиковые игры
Какие игры на развитие речи с ребенком без пальчиковых игр!
Проводятся они за столом и задействованы в основном только руки. Ребенок подражает и имитирует те или иные действия, конечно показывает и помогает мама.
Такие игры довольно эффективны и проверены не одним десятилетием.
Более подробно о пальчиковых играх для детей до трех лет я писала в этой статье.
Так же отлично расширяют кругозор и дополняют пассивный словарь малыша карточки Домана,скачать можно на моем сайте.
Так как развитие речи происходит через игру, то мы играем в театр.
Есть много разных видов детского театра. Я остановилась на таком:
Театр теней 2+
Читать статью до конца можно здесь, там же скачать все выше приведенные материалы.
Всем пока, желаю успехов и терпения с малышами!
Помните, что ниже можно оставить комментарий!
Статью писала с душой, Юлия Полонская