Найти тему
Инженерные изыскания

Шесть софт-скиллов, которые больше всего нужны проектировщикам

Софт-скиллс - это гибкие или мягкие навыки. Википедия говорит нам, что это комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.

В последнее время этот вопрос становится всё более актуальным, появляются специальные курсы, тренинги, книги. Поэтому мы решили спросить руководителей проектных компаний, чего же они ждут от своих сотрудников в части гибких навыков и что развивают у себя.

Своим видением делится руководитель компании «ЖилПромПроект» Мария Илюхина.

Мария Илюхина, руководитель компании «ЖилПромПроект»
Мария Илюхина, руководитель компании «ЖилПромПроект»

Мария, расскажите какие софт-скиллы, на ваш взгляд, самые необходимые для профессии «проектировщик»? И каких из этих софт-скиллов чаще всего не хватает на практике?

- Я считаю, что если есть вообще какая-то проблема, то она всегда связана с коммуникацией. Это касается не только работы, но и других сфер жизни каждого человека. Это основа. Коммуникация с заказчиками, внутри коллектива, устная и письменная. Это то, чего больше всего не хватает моим коллегам. Проблема есть у многих, проектировщики немного замкнутые люди, с техническим складом ума.

Умение анализировать. Оно у проектировщиков, несмотря на профессию, почему-то часто отсутствует.

Навыки поиска новой актуальной информации, поиск наиболее оптимальных решений для каждого конкретного случая – слабая сторона у большинства. Делать проверенным методом, проще, чем попробовать что-то новое, современное, но еще неизведанное.

Умение управлять собой, управлять ситуацией, управлять ходом беседы с заказчиком, умение «слушать и слышать, говорить и договариваться».

Проектировщики, несмотря на то, что осознают свою правоту в какой-то спорной ситуации, редко умеют это объяснить и донести до заказчика. Легче согласиться и сделать так, как просит кто-то не очень компетентный, чем аргументировано, грамотно и четко изложить свою мысль.

Немаловажна и ответственность. Умение нести ответственность за принятые решения.

Каким софт-скиллам вы обучаете свою команду?

- Коммуникации. Устной и письменной. По-моему, у англичан есть такое выражение: «Обуться в ботинки заказчика». Это очень точно. Заказчики бывают разные: крупные, мелкие, зарубежные, отечественные, есть дизайнеры, военные. Разный бизнес, разные задачи, к каждому нужно найти свой подход, подобрать понятные слова и именно ему определения. Уметь говорить с заказчиком «по-русски», просто и понятно, а между собой уже использовать профессиональные термины.

Еще я стараюсь развивать у своих ребят такой софт-скилл как «читать между строк». Заказчик часто путает термины, нечетко выражает свои мысли, видит сложности там, где их нет, и не видит там, где они реально есть. Нужно спрашивать не «какой раздел вам нужно сделать, какой объект спроектировать», а «какова цель этой работы, какую цель Вы хотите достичь?» и, отталкиваясь от этого, предложить действительно нужный объем работ и состав проекта.

Можно ли вообще обучить каким-то софт-скиллам? Если да, то как? Есть ли у вас в компании программа обучения, педагог или психолог?

- Да, некоторым определенно можно. Обучение – это только «разведка боем». Нужно давать ребятам право ошибаться, отправлять их самостоятельно вести переговоры, оставлять один на один с заказчиком. Можно первое время прослушивать и давать свои комментарии и рекомендации уже в спокойной обстановке, после завершения встречи. Но в этом навыке нельзя достичь совершенства. Я 15 лет в профессии, сама по образованию педагог-психолог, но все равно учусь слышать и понимать потребности заказчиков, проблемы подрядчиков, ожидания сотрудников. Иногда тут и слова не нужны.

Какие софт-скиллы помогали работать в условиях пандемии? Какие лично вы приобрели за это время?

- И тут я отвечу, что коммуникация. У нас небольшой, но очень дружный коллектив и это помогло нам быстрее и проще освоить новый софт-скилл - общение по видеосвязи. Некоторым сотрудникам, в том числе и мне, пришлось преодолеть ощущение дискомфорта перед камерой. Мы учились говорить чуть медленнее и четче. Навык ведения видеоконференций и бизнес-встреч в Зум стал для меня новым софт-скиллом.

Какие факторы могут мешать развитию софт-скиллов у проектировщика?

- Исключительно личное нежелание развиваться.

На собеседованиях работодатель часто задает такой вопрос: «Кем Вы видите себя через пару лет?». Помогает ли он выявить на этом этапе у претендента недочеты или, наоборот, преимущества в софт-скиллах? Какой ответ на данный вопрос хотели бы услышать Вы от претендента?

Это очень хороший вопрос! Его действительно часто задают, но люди к нему никогда не готовы. Я его всегда задаю на собеседованиях, но спрашиваю «через 5 лет», так как считаю этот срок оптимальным. Очень интересно наблюдать за людьми в этот момент, как слетает маска «такого делового специалиста», с которой он пришел и приоткрывается завеса его внутреннего мира. Это показывает практически все софт-скиллы. Даже если им кажется, что они об этом думали, сложно начать свободно об этом разговаривать. Обнажается внутреннее состояние человека: его внутренняя организация, стрессоустойчивость, адекватность. Это оценивается не только по содержанию ответа, но и по эмоциям. Например, человек может растеряться, ответить «я не знаю». Это говорит о том, что не стоит возлагать на него надежд с точки зрения развития, оптимизации бизнеса или поиска новых решений. Скорее всего, он будет сидеть где-нибудь в углу много лет за небольшой оклад, выполнять однотипную рутинную работу, на которую мало кто согласится. Такие люди тоже нужны. Ну, и если человек, наоборот, улыбнулся, расправил плечи, начал рассказывать о своих планах, если он четко знает, чего хочет - это классно! А если еще видит свое развитие в России и внутри профессии, то всё! Берём!

Автор Статьи: Альбина Ткачева