26 октября 1962 года, кульминация ракетно-ядерного кризиса, развернутого Советским Союзом на Кубе. Напряжение было сквозь звезды, Третья мировая война могла вспыхнуть в любой момент.
В 1962 году ядерные арсеналы двух великих держав достигли такой прочности и мощности, что они могли сжечь планету: у США около 30 000 боеголовок, а у Советского Союза - около 5 000, большинство из которых намного мощнее тех, что взорвались в 1945 году в Хиросиме и США.
В начале 1960-х международная обстановка была очень напряженной. В январе 1959 года Че Гевара и Фидель Кастро триумфально вошли в Гавану, объявив о победе революции на острове, который Вашингтон всегда считал своим придатком. В июле 1962 года советский лидер Никита Крущев решил тайно разместить ядерные ракеты на территории Кубы, рядом с США, также в качестве сдерживающего фактора для будущего вмешательства Вашингтона.
Но 14 октября американский самолет-разведчик U2 сфотографировал доказательства того, что Советский Союз строил пусковые площадки для ядерных ракет на Кубе. И начинается самый серьезный кризис с начала холодной войны: в течение тринадцати долгих дней СССР и США противостояли друг другу, приближаясь к войне.
В тот роковой день 27 октября 1962 года отряд торпедоносцев ВМС США с авианосцем - так называемая оперативная группа «АЛЬФА» - обнаруживает подводную лодку B-59 в международных водах и начинает до конца охоту, чтобы заставить ее всплыть там, где она будет уязвима.
Эсминцы сбрасывают глубинные бомбы, чтобы вынудить B-59 всплыть, не подозревая, что он оснащен ядерным оружием. Напряжение на борту зашкаливает. Глубинные бомбы ужасно трясут корпус. Связаться с Москвой невозможно, и под охотой американцев капитан Савицкий убежден, что война началась, он не хочет тонуть без боя, он решает запустить ядерную боеголовку по авианосцу: мы тоже погибнем, но потопим. Это почти наверняка вызвало бы ответные меры со стороны Соединенных Штатов против Советского Союза и Кубы, где, как уже было сказано, ядерные ракеты уже существовали: но Вашингтон не знал.
Политработник согласен с капитаном, но на B-59 согласие Архипова тоже необходимо: от его решения зависит Третья мировая война, ядерная. А Архипов противится, успокаивает, убеждает командира. Никто никогда не узнает, как он это сделал, что на самом деле произошло в тот день внутри B-59.
Архипов продолжал службу в ВМФ СССР, командуя подводными лодками и отрядами подводных лодок, дослужился до контр-адмирала в 1975 году и вице-адмирала в 1981 году, а несколько лет спустя ушел в отставку. Его роль в спасении мира оставалась секретом незадолго до его смерти в 1998 году в возрасте 72 лет.