Новые законопроекты вносятся в Государственную думу практически ежедневно – только и успевай отслеживать. И часть таких инициатив затрагивает владельцев авто. Вот и сейчас, В Гос.думу внесено предложение об отмене транспортного налога. Налог и отменить? Что-то верится с трудом. Но если его одобрят, то он вступит в силу уже 1 января следующего года.
А теперь давайте разберемся в истории вопроса и вспомним, когда он был введен, и какая ставка на сегодняшний день.
Транспортный налог: начало
Транспортный налог в том виде, который у нас есть сейчас был введен в 2002 году. Тогда же в налоговый кодекс была введена одноименная статья. До этого времени подобный налог тоже существовал, но ставки были ниже, а название было «Налог с владельцев транспортных средств».
Именно тогда, в 2002 году были введены налоговые ставки. А размер налога теперь зависел не только от технических характеристик транспортного средства, но и от региона, где проживал его владелец. Но о суммах и цифрах мы поговорим немного позже.
Транспортный налог: развитие
- Как любой налог, транспортный претерпевал изменения. В 2005 году Совет Федерации предложил повысить налоговые ставки. Однако Минтранс инициативу не поддержал, объяснив это тем, что транспортная составляющая, которая уже включена в стоимость товаров и услуг и без того высока.
- В 2009 году базовую налоговую ставку вновь хотят поднять. Народ возмущен. Тогда власти от этой идеи отказались, но пошли другим путем. Теперь регионам ставку можно изменять не в 5 раз, как это было ранее, а в 10. Кроме того, теперь экологический класс авто также влиял на конечную стоимость транспортного налога. Кстати, тогда же, в 2009 году ЛДПР предложили отменить этот налог, включив его в стоимость топлива.
- В 2013 году вводится так называемый «Налог на роскошь». Конечно, он затрагивает не все слои населения, но все же приятного мало. Его должны платить владельцы, чьи автомобили стоят больше 3 миллионов рублей.
- Все это время не утихают разговоры об отмене транспортного налога. Но пока – это все на уровне обсуждений и автовладельцы продолжают его платить. В 2015 хотели отменить налог для электромобилей, но и этого, не случилось.
- В 2016 году для жителей Санкт-Петербурга случился, если так можно выразиться, праздник. Покупателей новых автомобилей освободили от ТН сразу на 3 года. Такое решение было принято на региональном уровне.
- В 2018 году Минпромторг увеличил перечень роскошных автомобилей, которые стали облагаться дополнительным налогом. Перечень позиций тогда увеличился с 909 до 1126. В основном этот список расширился за счет увеличения комплектаций новинок. Также на увеличение перечня повлиял рост цен, который был вызван повышением акцизов и утилизационного сбора.
- В 2019 году транспортный налог претерпел существенные изменения. Госдума приняла закон, который освобождает владельцев угнанных машин от транспортного налога. Это значит, что с момента угона до момента возврата владельцу, платить за авто не нужно. До этого, такая мера распространялась лишь на тех владельцев, чьи ТС находились в угоне.
- В том же 2019 году, Москвичей – владельцев электрокаров от транспортного налога освободили вплоть до конца 2024 года. А в Ростовской области с 1 января этого года от налога освобождены владельцы ТС на газомоторном топливе. Эта мера введена на 3 года.
Транспортный налог никак не дает покоя властям, поэтому в этом году он тоже трансформировался. С этого года больше не нужно подавать декларацию по налогу (ранее это требовалось от некоторых категорий граждан). Также льготы можно применять в заявительном порядке, приложив документы, подтверждающие право на скидку. Ну и напоследок – владельцы небольших моторных лодок (двигатель до 5 л.с.) обязаны платить налог.
Транспортный налог: день сегодняшний
Теперь давайте разберемся, от чего сегодня зависит транспортный налог и какова его конечная сумма?
Стоит отметить, что транспортный налог – это золотая жила. Именно поэтому столько много споров, вопросов и изменений. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 января этого года в стране насчитывается около 58,7 миллионов единиц транспортный средств. Каждый владелец обязан оплатить налог (если у него нет льгот, конечно).
Сумма базовых налоговых ставок прописана в НК РФ, глава 28, статья 361. Приводим таблицу с базовыми ставками. Обратите внимание, что сумма, которая указана в таблице – за 1 л.с.
Но чтобы рассчитать именно свой транспортный налог, одного базового тарифа мало. Еще нужно понимать - в каком регионе зарегистрировано траспортное средство. Ведь региональные власти имеют право:
- Устанавливать тарифы (уменьшать и увеличивать), привязав их к году выпуска или экологическому классу
- Устанавливать льготы
- Менять порядок и сроки уплаты налога для юридических лиц.
Поэтому имея одну и ту же модель в одинаковой комплектации, сумма налога может существенно разниться. Ниже приводим таблицу по налоговым ставкам по некоторым регионам.
Будет ли одобрен новый законопроект, покажет только время. Даже если он и будет отменен, то есть большая вероятность, что акцизы на топливо будет увеличены, тем самым, налог будет включён в его стоимость.
А как вы считаете, какова вероятность, что транспортный налог все-таки отменят? Делитесь своим мнением у нас в комментариях.