Найти тему
АВТОСТАТ

Транспортный налог: разбираемся в тонкостях

Оглавление
Транспортный налог в скором времени могут отменить
Транспортный налог в скором времени могут отменить

Новые законопроекты вносятся в Государственную думу практически ежедневно – только и успевай отслеживать. И часть таких инициатив затрагивает владельцев авто. Вот и сейчас, В Гос.думу внесено предложение об отмене транспортного налога. Налог и отменить? Что-то верится с трудом. Но если его одобрят, то он вступит в силу уже 1 января следующего года.

А теперь давайте разберемся в истории вопроса и вспомним, когда он был введен, и какая ставка на сегодняшний день.

Транспортный налог: начало

Транспортный налог в том виде, который у нас есть сейчас был введен в 2002 году. Тогда же в налоговый кодекс была введена одноименная статья. До этого времени подобный налог тоже существовал, но ставки были ниже, а название было «Налог с владельцев транспортных средств».

Именно тогда, в 2002 году были введены налоговые ставки. А размер налога теперь зависел не только от технических характеристик транспортного средства, но и от региона, где проживал его владелец. Но о суммах и цифрах мы поговорим немного позже.

В 2002 году в Налоговом кодексе появилась статья "Транспортный налог"
В 2002 году в Налоговом кодексе появилась статья "Транспортный налог"

Транспортный налог: развитие

  • Как любой налог, транспортный претерпевал изменения. В 2005 году Совет Федерации предложил повысить налоговые ставки. Однако Минтранс инициативу не поддержал, объяснив это тем, что транспортная составляющая, которая уже включена в стоимость товаров и услуг и без того высока.
  • В 2009 году базовую налоговую ставку вновь хотят поднять. Народ возмущен. Тогда власти от этой идеи отказались, но пошли другим путем. Теперь регионам ставку можно изменять не в 5 раз, как это было ранее, а в 10. Кроме того, теперь экологический класс авто также влиял на конечную стоимость транспортного налога. Кстати, тогда же, в 2009 году ЛДПР предложили отменить этот налог, включив его в стоимость топлива.
  • В 2013 году вводится так называемый «Налог на роскошь». Конечно, он затрагивает не все слои населения, но все же приятного мало. Его должны платить владельцы, чьи автомобили стоят больше 3 миллионов рублей.
  • Все это время не утихают разговоры об отмене транспортного налога. Но пока – это все на уровне обсуждений и автовладельцы продолжают его платить. В 2015 хотели отменить налог для электромобилей, но и этого, не случилось.
  • В 2016 году для жителей Санкт-Петербурга случился, если так можно выразиться, праздник. Покупателей новых автомобилей освободили от ТН сразу на 3 года. Такое решение было принято на региональном уровне.
  • В 2018 году Минпромторг увеличил перечень роскошных автомобилей, которые стали облагаться дополнительным налогом. Перечень позиций тогда увеличился с 909 до 1126. В основном этот список расширился за счет увеличения комплектаций новинок. Также на увеличение перечня повлиял рост цен, который был вызван повышением акцизов и утилизационного сбора.
  • В 2019 году транспортный налог претерпел существенные изменения. Госдума приняла закон, который освобождает владельцев угнанных машин от транспортного налога. Это значит, что с момента угона до момента возврата владельцу, платить за авто не нужно. До этого, такая мера распространялась лишь на тех владельцев, чьи ТС находились в угоне.
  • В том же 2019 году, Москвичей – владельцев электрокаров от транспортного налога освободили вплоть до конца 2024 года. А в Ростовской области с 1 января этого года от налога освобождены владельцы ТС на газомоторном топливе. Эта мера введена на 3 года.

Транспортный налог никак не дает покоя властям, поэтому в этом году он тоже трансформировался. С этого года больше не нужно подавать декларацию по налогу (ранее это требовалось от некоторых категорий граждан). Также льготы можно применять в заявительном порядке, приложив документы, подтверждающие право на скидку. Ну и напоследок – владельцы небольших моторных лодок (двигатель до 5 л.с.) обязаны платить налог.

Транспортный налог приносит немалую сумму в казну государству
Транспортный налог приносит немалую сумму в казну государству

Транспортный налог: день сегодняшний

Теперь давайте разберемся, от чего сегодня зависит транспортный налог и какова его конечная сумма?

Стоит отметить, что транспортный налог – это золотая жила. Именно поэтому столько много споров, вопросов и изменений. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 января этого года в стране насчитывается около 58,7 миллионов единиц транспортный средств. Каждый владелец обязан оплатить налог (если у него нет льгот, конечно).

Сумма базовых налоговых ставок прописана в НК РФ, глава 28, статья 361. Приводим таблицу с базовыми ставками. Обратите внимание, что сумма, которая указана в таблице – за 1 л.с.

Базовые тарифы транспортного налога
Базовые тарифы транспортного налога

Но чтобы рассчитать именно свой транспортный налог, одного базового тарифа мало. Еще нужно понимать - в каком регионе зарегистрировано траспортное средство. Ведь региональные власти имеют право:

  • Устанавливать тарифы (уменьшать и увеличивать), привязав их к году выпуска или экологическому классу
  • Устанавливать льготы
  • Менять порядок и сроки уплаты налога для юридических лиц.

Поэтому имея одну и ту же модель в одинаковой комплектации, сумма налога может существенно разниться. Ниже приводим таблицу по налоговым ставкам по некоторым регионам.

Тарифы транспортного налога по регионам
Тарифы транспортного налога по регионам

Будет ли одобрен новый законопроект, покажет только время. Даже если он и будет отменен, то есть большая вероятность, что акцизы на топливо будет увеличены, тем самым, налог будет включён в его стоимость.

А как вы считаете, какова вероятность, что транспортный налог все-таки отменят? Делитесь своим мнением у нас в комментариях.