С тех пор как физическое наказание розгой и т.п. в школах стало признаком махрового непрофессионализма и преследоваться по закону, потребность "отжать" ученика в своих эгоистичных интересах стала изощрённо выражаться в психологическом насилии.
Многообразие его форм устрашает: - угрозы в адрес ученика
- изоляция/ игнорирование (например, учитель принципиально не реагирует на поднятую руку ученика или теряет его из всех списков на мероприятия школы)
- предъявление чрезмерных требований (простой прием "завалить" при ответе у доски)
- оскорбление и унижение достоинства (без комментариев)
- систематическая необоснованная критика, выводящая ученика из равновесия и выбивающая его личностную опору
- демонстративно негативное отношение к обучающемуся
- крик, сарказм, сердитое выражение лица, насмешеки, высмеивания, издёвки
- публичность применения вышеназванного (перед классом или другими учителями)
Физическое насилие распознаётся чётко. Ему также зачастую проще сопротивляться. Психологическое насилие непросто выявить и тем более трудно ему противостоять. Особенно когда речь идёт о взаимодействии взрослого учителя и зависимого от него ученика.