Найти тему

Индивидуальное обучение в школе: кому и почему?

Примерно год назад мой ребенок попал в больницу и пропустил большую часть второго триместра в третьем классе. Хотя она занималась в больнице, оценки за этот период ей не выставили, а классная руководительница позвонила с просьбой, немного меня удивившей: “Возьмите справку для надомного обучения, вдруг ваша дочь опять попадет в больницу”. Педиатр направила к заведующей поликлиники, и та выписала справку. Так как проблемы с животом не входят в список "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому" (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н), то выписана она была на основании совершенно далеком от реальности. Вот и все, дочка могла перейти на надомное обучение. Только справка не пригодилась. Год она закончила, пусть и не отличницей, как мечтала, но всего с парой четверок. Почему же я не воспользовалась возможностью обеспечить ребенку качественное образование, как будто с репетиторами по каждому предмету? Не все так радужно, как кажется! Я видела много “надомников”, работая в школе, наблюдала, какие сложности возникали в их обучении.

Умные ребята, учебу которых контролируют родители, будут учиться и дома, и в школе. Однако нужно учитывать, что от одноклассников они все равно отстанут, так как часов обучения у них меньше, некоторые уроки отменяются из-за мероприятий в школе или проблем, возникающих у учителей. Иногда администрация просит учеников приходить в школу для индивидуальных занятий, что позволяет лучше наладить процесс.

Помню ученицу старших классов, которая просто не открывала двери приходящим учителям, а ее мама только кричала и доказывала правоту дочери. Вот тут проявляется бонус для учеников — девочка закончила школу, ей выставили тройки, хотя она почти совсем не училась.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеют льготы при сдаче экзаменов — они могут написать государственный выпускной экзамен только по основным предметам. Его отличие от ЕГЭ — нет возможности разослать итоговые баллы по разным вузам, в каждом университете нужно будет сдавать дополнительные экзамены.

Обычно на постоянное надомное обучение обычно переводят детей с серьезными проблемами со здоровьем, влияющими на усвоение материала. В таком случае особенно важна поддержка родителей, чтобы из-за редких встреч и индивидуальных особенностей ребенок не забыл все начисто к следующему уроку. Для “надомников” в начале года разрабатывается рабочая программа на меньшее количество часов. Она достаточно приблизительна, так как не все могут усвоить обязательный минимум за выделенное количество часов.

Среди детей на надомном обучении иногда оказываются обычные ребята, у которых семейные проблемы и другие причины. Например, был случай — индивидуально занимался мальчик, которого перевели из другой школы, и он сильно отставал от программы. Другая девочка училась индивидуально, потому что родители хотели более качественного образования (хотя официально была медицинская справка) — это был единственный раз, когда я видела отличника на надомном обучении. Обычно дети получают “4”, чаще “3”. Работая первый год после института с ребенком с ОВЗ, я поставила ему хорошие оценки. Ко мне подошли коллеги и объяснили, что так делать не нужно “вдруг проверка, он же не покажет знаний по программе”. К сожалению, отличные баллы “надомники” почти не получают. Все же их знания, хотя и приобретенные по измененной программе, должны соответствовать общему стандарту, а он для них считается недостижимым.

Лет пять назад работа с надомниками оплачивалась по повышенному тарифу, сейчас уроки приравниваются к занятиям с классом. Кажется, что это совсем легко, вести урок индивидуально, но есть ученики с плохой памятью, рассеянным вниманием, уроки с которыми даже сложнее. Не все учителя стараются научить таких ребят, часто персональные уроки воспринимаются как возможность проверить тетрадки, заполнить журнал и просто отдохнуть. Хотя в условиях учебы в большом классе внимания к каждому ученику от учителя будет еще меньше, поэтому при серьезных проблемах выбор очевиден.

Сейчас непонятно, как дети будут учиться в классах из-за короновируса, но все уже согласились, что обучение в группах более эффективно для учеников в современных школах. Индивидуальное нужно только в экстренных случаях.