Найти тему

Форсажный режим. Добавки к топливу

Любителям автомобилей, неутомимым самостоятельным ремонтникам и, конечно же, самым разным водителям – привет!

Меня зовут Николай Остапцов. Я инженер-механик. Мне 56 лет, из которых 37 связан с автомобилями. В молодости заработал 1 разряд по автоспорту.

Более 23 лет занимался самостоятельным авторемонтом, кузовными работами и покраской.

------- Ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на канал

Вообще, идея различных добавок давно будоражит умы авто- (и не только) конструкторов.

1. Вода
Известно, что во время 2-й мировой войны (далее 2МВ) в топливные системы истребителей Р-40 "Тандерболт", Р-51 "Мустанг", FW-190D, Messerschmitt 109 и других, в том числе истребителей СССР, встраивалась возможность краткосрочного впрыска воды.

Что при этом происходит?

Известно, что в те времена двигатели имели довольно небольшую степень сжатия, что было вызвано отсутствием высокооктановых бензинов.

Так как камера сгорания имела довольно большой объём, то продувка (время, когда открыты и впускные и выпускные клапана) длилась долго, то часть отработанных (перегретых) газов проникали через открытый впускной клапан во впускной коллектор, нагревали топливную смесь, что приводило к ухудшению её качества, снижая плотность.

Подача воды приводила к тому, что основная температура отработанных газов уходила на подогрев и испарение воды. Водяной пар входил в камеру сгорания, работал вместе с топливным зарядом и удалялся в выпускной коллектор.

Что это давало? - Некоторый прирост мощности, например, при взлёте. Это называлось "Чрезвычайный режим".

Почему нельзя использовать его постоянно? - Клапана усиленно корродируют, а капельки, оставшиеся на поршнях порождают каверны...

Второй "минус" - невозможность использования воды при отрицательных температурах. Вода, просто-напросто замёрзнет! Конечно, в авиамоторах это мало вероятно - головки цилиндров (воздушного охлаждения) нагреваются до 180-220 градусов!

2. Спиртовые растворы

Если использовать вместо воды спиртовой раствор в аналогичной конструкции, то эффект будет гораздо более заметен. Это будет вызвано тем, что содержащийся в спирте С2Н5ОН радикал ОН при сгорании образует кислород, который улучшит полноту сгорания.

Конструктивно, доработка для "подкармливания" водой и спиртом друг от друга могут не отличаться. Разница - в диаметре жиклёров.

Рассмотрим, как делается такая доработка (не важно, самостоятельно, или "на фирме"):

Приблизительно на высоте самого узкого места в диффузора, сверлится отверстие, в которое выводим питающую трубку топливной добавки. Это место выбирается из соображений наиболее высокой скорости движения потока для лучшего распыления добавки.

На счёт трубки были очень разные рекомендации, начиная от иглы для медицинской капельницы, заканчивая медной трубкой от радиатора холодильника. Не думаю, что последний вариант приемлем ;-)

Примерная схема подключения питания двигателя топливной добавкой.
Примерная схема подключения питания двигателя топливной добавкой.

Конечно, показанная схема - схематична и даёт лишь приблизительное представление об устройстве "Чрезвычайного/форсажного режима", к тому же, неприемлема к инжекторным двигателям.

Говорить о каких-то цифрах (на сколько увеличивается мощность двигателя при применении воды, спирта, водки, ацетона или растворителей "64Х") не приходится: красивые цифры, приводимые в литературе, например, что в 1942 германские ВВС увеличили мощность истребителя Focke-Wulf 190D-9 с 1776 до 2240 л.с. используя 50/50% водно-метаноловый впрыск вполне заслуживает доверия, но...

Но у немецких авиаторов были целые лаборатории, которые подбирали жиклёры, калибровали карбюраторы и т.д.! Современный автолюбитель доступа к подобным инструментам не имеет.

На форумах посвященных системам впрыска воды до сих пор отталкиваются от отчетов исследований времен 2МВ.

Если порыть интернет еще, всплывают факты добавления воды в советских грузовиках для снижения расхода топлива посредством медицинской капельницы.

Пишут, что такие же системы были опробованы в Formula 1 и WRC (преимущественно, на турбированных моторах), но позже были запрещены.

Есть данные о том, что впрыск воды нейтрализует 60-80% вредных выбросов в атмосферу, мелькали отчеты о снижении расхода топлива на 25-30% для бензиновых и дизельных двигателей и замеры возросшей на 15-20% мощности двигателей.

Я, конечно, любитель научной фантастики, но мне, почему-то кажется, что заявленные цифры несколько преувеличены...

----------------

Если хотите быть в курсе самых свежих новостей, узнавать о решении проблем при ремонте или «тайнах вождения» – подписывайтесь, не пожалеете!