Найти тему
SuperiorBlog

Операторские приёмы и композиция кадра в кино

Зачастую, умелого режиссёра от начинающего можно отличить тем, насколько грамотно он использует технику построения кадра. Вот примеры того, как некоторые режиссёры используют, казалось бы незаметные для обычного зрителя, композиционные приёмы в известных фильмах.

Взгляните на этот кадр из ''Космической Одиссеи'' Стэнли Кубрика. Обычный зритель видит здесь только космонавтов, исследующих Луну. Разве о какой-то композиции идёт речь?

Однако, здесь чётко прослеживается направляющая линия, весьма простоватая, но которой достаточно, чтобы фокусировать внимание зрителя на протяжении сцены.

-2

Ведущие линии предназначены для того, чтобы направлять взгляд зрителя на какой-то важный объект, независимо от присутствия других элементов и деталей в кадре.

В ''Бегущем по Лезвию'' тоже используются ведущие линии, которые фокусируют взгляд зрителя на главном персонаж. Отличие лишь в постановке кадра.

-3

В фильме Таксист 1976 года ведущие линии в виде стен и ламп направляют взгляд зрителя не на главного героя, а на пустой коридор, тем самым подмечая незначимость персонажа и его вечное чувство одиночества.

-4

На этом кадре из Суперсемейки есть частичное негативное пространство - чёрный фон (не совсем чёрный, однако его мелочи не сильно бросаются в глаза), выделяющий главных персонажей и очерчивающий их действия, что не может не приковывать к себе внимание зрителя.

-5

Негативное пространство - это зона, зачастую, без лишних деталей, находящаяся вокруг главного объекта в кадре. Например, в Джокере 2019 на этом кадре присутствует негативное пространство в виде частичного чёрного фона вокруг основного персонажа. В данном случае, негативное пространство делает персонажа доминирующей фигурой в соответствующей сцене.

-6

В этом же фильме ранее применяется размытие фона и эффект DOF, которые показывают отчуждённость персонажа и зажатость в себе и собственных мыслях.

-7

По словам режиссёра Тодда Филлипса, город Готэм является метафорой на общество - куда бы Артур Флек ни пошёл, он всё-равно будет встречен ненавистью от незнакомых людей.

Некоторые локации в фильме подобраны и выстроены таким образом, чтобы они композиционно ''зажимали'' персонажа. Например, в фильме часто используются узкие переулки, а лестница, которая позже ещё раз появится в фильме, изначально представлена в мрачном визуальном тоне.

-8

После совершения первого убийства, главный персонаж бежит по большому тоннелу, а камера свободно премещается. Конечно, именно тоннель неспроста выбран - это метафорическое раздвижение стен, персонаж становится менее ''зажатым'' общественными устоями.

-9

Стены лестницы же остались прежними, однако, как упоминалось ранее, яркий тон кадра и ракурс с нижнего угла показывают освобождение и преобладание персонажа над общественными рамками, которые ранее его ущемляли.

-10

В ''Заводном Апельсине'' Кубрик использовал необычную композиционную концепцию в виде пирамиды - когда персонаж (не учитывая крупный план) не дотягивает до вершины кадра, то это означает, что он сейчас находится в характерном упадке, как окружающего авторитета, так и общей самооценки. Вот пример, когда персонаж пошёл на ужасный эксперимент:

-11

И когда он в окружении своих, на тот момент, относительно верных товарищей:

-12

В сериале ''Мистер Робот'' используется правило третей - вот такая сетка, разделённая на 9 квадрантов.

-13

Главного персонажа Эллиота часто помещают в крайние квадранты рамки, что создаёт впечатление изолированности персонажа и недоверия к окружающему обществу.

-14

Если негативным пространством называют зону вокруг главного объекта, то позитивное - это, собственно, сам главный объект в кадре. Эллиот, являющийся позитивным пространством, не преобладает над негативным, т.е. как правило, он занимает лишь небольшую часть кадра, а окружающее пространство становится для него подавляющим, что передаёт замкнутость, одиночество и бессилие персонажа.

-15

''Драйв'' хорошо известен своим использованием композиционной системы квадрантов, однако об этом приёме и так написано много статей, поэтому мы не будем её разбирать, а возьмём только отдельный момент.

По сюжету, безымянный главный персонаж Райана Гослинга знакомится с девушкой по имени Айрин, однако их отношения прерывает неожиданное возвращение из тюрьмы мужа Айрин, Габриэля Стандарда, что ставит героя Гослинга в неудобное положение.

-16

Во время этого кадра Стандард ещё не прибыл, однако фотография самого Габриэля намекает на его незванное прибытие (что, грубо говоря, является частым клише в кино - когда персонаж, ранее куда-то пропавший, но которого часто обсуждают, обязательно вернётся в неожиданный момент), но примечательна здесь именно тускло освещённая фигура Гослинга, намекающая на то, что он станет причиной разрушения их семьи.