Вы знаете, некоторым группам хочется сделать скидку. Их раннее творчество настолько вам нравится, что невольно начинаешь спускать коллективу самоповторы и деривативность. Haken, к примеру, в своё время, так впечатлили меня своим альбомом "The Mountain", что я сразу же занёс их в перечень любимых групп и быстренько собрал дома всю их дискографию. Вышедший немного позже "Affinity" стал для меня не только лучшей записью 2016 года, но и очередным подтверждением того, что Haken являются одним из самых новаторских коллективов современности. А потом, спустя пару лет, на прилавки магазинов вылетела пластинка "Vector", которая не то, чтобы была плохой и/или скучной... Она была чертовски профессионально исполнена, а местные композиционные структуры только и могли, что удивлять. Только вот... что-то было не в порядке в мире Haken, ибо я до сих пор не чувствую той магии и той утончённой атмосферы, что присутствовала на "The Mountain" и "Affinity". Мелодика уступила место техничности, новаторство переросло в однообразие, а атмосфера оказалась погребена где-то под нескончаемым набором гитарных риффов. Но я простил Haken - я предположил, что такой агрессивно-техничный подход был специально использован музыкантами для достижения хаотичного и бескомпромиссного настроя, который проходит иглой через весь альбом. Так что "Vector" ушёл в прошлое, и я с надеждой ждал нового подношения от одной из главных надежд современного прогрессивного металла. А тут вот вышел "Virus".
Как вы понимаете, у меня не было никакого предрасположенного мнения по поводу нового альбома Haken: я искренне надеялся на лучшее и искренне верил, что они смогут так же меня впечатлить, как они это уже делали шесть лет назад. Более того, первый сингл с "Virus", "Prosthetic", мне действительно понравился: на нём фактически не было ничего нового для группы, но при этом он звучал бодро, энергично и, что самое главное, мог похвастаться действительно выразительной мелодией. Тёмные подозрения пришли в то время, когда в интернет был слит их второй сингл, "Canary Yellow", который фактически демонстрирует всё то, за что я готов критиковать "Virus". Песня эта звучит настолько предсказуемо и деривативно, что в первый раз я даже решил клип не досматривать: ощущение было такое, что я слушал нечто вроде би-сайда, который музыканты решили не включать на прошлый свой альбом из-за того, что он просто не соответствует их личным стандартам. И не поймите меня неправильно: когда я использую слово "деривативно", то я имею в виду, что эта песня звучит "деривативно" исключительно для Haken, - если при этом сравнивать их с какими-нибудь сторонними коллективами, которые пытаются залезть в запруженный бассейн прогрессивного металла, то они до сих пор выигрывают по всем фронтам. Но просто для самих музыкантов такие треки являются значительным шагом назад: это как если бы они потратили пять часов на прохождение действительно сложной видеоигры, а потом решили, ни с того, ни с сего, стереть свой прогресс и начать проходить её с первого, самого простого, уровня.
А потом был сам альбом, - по словам самих музыкантов, он был записан на злобу дня и под впечатлением от мировой пандемии коронавируса (хотя это и так понятно из названия, - это как если были какие-нибудь Slayer в момент Мировой Войны выпустили альбом "War" - простите, но это слишком очевидно). В связи с этим я, соответственно, ожидал от пластинки чего-то нового, какого-то ощущения паники или, может быть даже злобы на бессмысленные потуги мировых правительств или организаций здравоохранения. Более того, я рискнул предположить, что эмоции музыкантов подскажут им путь к новым музыкальным свершениям, может быть подтолкнут их на инкорпорирование в их жанр новых, доселе невиданных, элементов. Вон Даниэл Гильденлёв, просиживая дома со своей семьей, умудрился разобрать всё своё прошлое творчество на мелкие кусочки, перетасовать их случайным образом, добавить в них россыпь современных экспериментальных веяний и получить очень неординарный результат, который может и разозлит многих поклонников группы, но зато продемонстрирует нам его группу с абсолютно новой стороны. В новых песнях Pain Of Salvation чувствуется тревога, переживания, волнения, паника, но при этом видна очевидная надежда на будущее. Haken же почему-то решили сделать "Virus" альбомом-двойником "Vector", - то есть даже его оформление на это намекает: та же идея, тот же шрифт, тот же стиль... Если уж так говорить, то продюсированием "Virus" снова занимался Адам Гетгуд (бывший участник Periphery), и это просто "замечательно" - чёрт, ведь именно этого я от Haken и хочу: очередного djent-экзерсиса... (привет, сарказм...)
Короче говоря, это очень не хочется осознавать, но Haken топчутся на месте и почему-то потеряли всякий интерес к развитию. "Virus" звучит предсказуемо и избито и даже его действительно удачные номера можно описать как "успешные уроки прошлого". Музыканты будто бы решили обезопаситься и пристегнуть ремни безопасности, буквально боясь выйти из своей зоны комфорта. В итоге "Invasion" и "Carousel" может и звучат действительно выразительно и бескомпромиссно наворочено, но удивят они разве что человека, абсолютно не знакомого с творчеством Haken. "The Strain" же становится тем переломным моментом, где деривативность начинает одерживать верх, и "Virus" медленно но верно начинает превращаться в скучное мероприятие без каких-либо намёков на неожиданности. Как та самая дорога, по которой вы каждые выходные ездите на дачу, и которую вы знаете уже как пять своих пальцев. Кульминацией же всего этого становится эпик "Messiah Complex": невыразительные тягучие мелодии, заезженные djent-партии, предсказуемые композиционные повороты. В 2015 году всё это впечатлило бы меня сверх всякой меры, но сейчас, опять же, кажется, что Haken увязли в болоте и никак не могут из него вырваться.
Более того, у меня невольно сложилось ощущение, что "Virus" был записан на скорую руку - лишь бы успеть попасть в рамки пандемии и сохранить актуальность названия альбома. Подтверждением этому предположению является тот факт, что релиз несколько раз переносили, причём, насколько я понимаю, не из-за проблем с производством, а из-за того, что приходилось досводить и пересводить некоторые треки. Что же, Haken могли бы и не торопиться - у нас вон на носу вторая волна. А так, как говорится, поспешишь - бомжей насмешишь.
"Virus", опять же, совсем не плох: на нём есть действительно стоящие номера, а техника исполнения до сих пор остаётся просто святотатственно совершенной. Но на этой пластинке, как и на предшествующей "Vector" нет той богатой атмосферы и чувства свершения, что присутствовали на более ранних работах Haken. Более того, музыканты на альбоме не представляют своим слушателям ничего нового и фактически кормят их позавчерашним обедом. Такой подход подошёл бы для какой угодно иной группы, но только не для Haken. Так что если в будущем они не постараются найти новые пути развития, но мой лимит прощений может рано или поздно закончиться...