Приветствуем Вас на официальном канале Московского Музея Моды!
Изучая историю моды и читая литературу прошлых веков и даже первой половины 20 века, часто можно встретить названия материалов, которые сегодня многим непонятны и незнакомы. Мы решили устранить этот неприятный момент и рассказать о самых популярных и часто встречающихся на страницах 19-20 века тканях, красителях и их особенностях.
Начнём с истории и бытования анилиновых красителей, благодаря которым мода второй половины 19 века стала очень яркой.
Анилиновые красители – как можно догадаться из названия, эти красители создавались на основе анилина – бесцветной маслянистой жидкости, хорошо взаимодействующей с органическими соединениями, что впервые за много столетий и даже тысячелетий истории одежды заметно удешевило стоимость окраски ткани в яркие, сочные цвета.
Именно благодаря анилиновым красителям, мода второй половины 19 века стала гораздо ярче и… опаснее (но об этом чуть ниже).
Лиловый, фиолетовый, пурпурный – эти прекрасные, но сложнодостижимые старыми методами окрашивания тканей цвета стали доступнее и буквально ворвались в моду, особенно после того, как платье из лилового шелка mauveine надела в 1862 году английская королева Виктория.
Красные, фиолетовые, розовые, зелёные цвета – всё это пестроцветие создавалось на основе анилина, который использовался не только в моде, но и в медицине (знакомая нам всем с детства "зелёнка" была получена в 1891 году и названа "бриллиантовый зелёный"). Эффект "зелёнки", кстати, так и не доказан, поэтому во многих странах Европы это средство в лечебных целях давно не применяется.
А ведь когда-то анилиновые красители применяли для окраски хлопка, шерсти, шёлка, а часто и в качестве антисептика – как минимум, "бриллиантовый зелёный" и "метиленовый синий", который также использовался при отравлении цианидами, угарным газом и сероводородом.
В конце 19 века появились новые анилиновые красители, большинство из которых получили названия по именам химиков, которые их создали: "анилиновый чёрный и жёлтый", "бисмарк" (коричневый), "хофманн" (фиолетовый), "магдала" (красный", "мартиус" (жёлтый), "николсон" (голубой) и другие.
Всё стало ярким и красивым, но… практически сразу после изобретения анилиновых красителей стали распространяться слухи, что эти красители очень вредны для здоровья и кожи – не только тех, кто окрашивал ткани в эти цвета и шил из них наряды, но и тех, кто их потом носил.
И действительно, впоследствии выяснилось, что анилиновые красители были губительны для всех, кто с ними соприкасался, особенно, если человек попадал в наряде, окрашенном таким способом, под дождь или потел. Наиболее опасным был контакт повреждённой кожи с тканью, окрашенной анилиновыми красками – итог мог быть самым печальным, вплоть до летального.
Кроме того, анилиновые красители показали себя очень неустойчивыми перед воздействием света и воды, так что, к счастью, уже в 20 веке их заменили другие красители и сегодня мы можем себе позволить носить не только удобную, красивую и яркую, но и безопасную одежду.
Спасибо, что дочитали! Не забудьте поставить лайк этой статье и подписаться на наш канал, чтобы не пропускать новые публикации.
Материал подготовлен другом Музея Моды, экспертом и семиотиком моды и искусства Полиной Ухановой