Найти тему
Армянский музей Москвы

Не только Сарьян. Творчество армянских импрессионистов

Особенным армянский импрессионизм делает горячая любовь и привязанность мастеров к многовековой национальной культуре, красоте родной земли, видам армянских городов и деревень.

Немаловажную роль в развитии армянского искусства сыграли и русские художники. Многие армянские художники учились в Москве и Санкт-Петербурге у ведущих мастеров своего времени — Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.

Егише Тадевосян. «Улица в Тифлисе»
Егише Тадевосян. «Улица в Тифлисе»

Арсен Шабанян

Родился в деревне Сунинц в 1864г.  В 1883 - окончил школу Мурад Рафаэлян в Венеции.
В 1890 г.  уехал в Феодосию, где  встретился с  Айвазовским.
Потом учился в школе Джулиана в Париже, класс Гюстава Моро, Жан-Поля Лоренса и Бенджамена Константина.
Был отмечен похвал в Салоне "Artistes Français" в 1896 году, а позже на Всемирной выставке 1900 года. В 1902 г. получил звание офицера французской Академии. В 1926 г. состоялось  открытие его крупной персональной выставки в центральной галерее Парижа "Жорж Пети" , по случаю чего Шабанян был награжден орденом Почетного легиона Франции. Был одним из основателей Союза маринистов Парижа и "Ассоциации цветных гравюр". Умер в Париже в 1949г.  Французы считают его французским художником.
Его работы находятся в крупнейших музеях мира, в Национальной галерее Армении, во многих частных коллекциях в Армении и за рубежом.

Арсен Шабанян. Нормандские рыбаки. 1898. Холст, масло. Национальная галерея Армении, Ереван
Арсен Шабанян. Нормандские рыбаки. 1898. Холст, масло. Национальная галерея Армении, Ереван

Мартирос Сарьян

Армянская живопись двадцатого века развивалась под знаком Мартироса Сарьяна. Творческий путь мастера начался с курьёза. После гимназии пятнадцатилетний Мартирос устроился в нахичеванской городской конторе по распространению журналов и газет. Там его внимание захватили журнальные иллюстрации, и вскоре он сам стал зарисовывать колоритные городские типажи. Как-то раз Сарьян нарисовал старика, который на следующий же день заболел. Причиной болезни назвали сарьяновский рисунок, который из суеверия сожгли. Оценив «силу искусства» Мартироса, старший брат Сарьяна помог поступить ему в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там его любимыми профессорами были Валентин Серов и Константин Коровин.
В летние каникулы 1901 года Сарьян впервые посетил историческую родину – Армению. Краски армянской природы помогли ему обрести собственную неповторимую палитру. На выставках художников-символистов работы Сарьяна выделялись знойным, ослепительным светом, словно излучаемый из глубины полотен.
Сарьян впервые увидел картины импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов в частных собраниях Сергея Щукина и Ивана Морозова. В 1926 году художник оказался в Париже, где проработал два года. Более близкое знакомство с импрессионизмом привнесло в его творчество утонченность колорита и задушевное отношение к конкретным жизненным мотивам, столь характерные для французских художников. В январе 1928 года в знаменитой парижской галерее Шарля Огюста Жерара открылась персональная выставка Сарьяна, имевшая успех у критиков и любителей искусства.

Цветущие горы (В ущелье Ахуряна) Мартирос Сергеевич Сарьян
1905, 67.5×65.8 см
Цветущие горы (В ущелье Ахуряна) Мартирос Сергеевич Сарьян 1905, 67.5×65.8 см

Егише Тадевосян

Еще один знаменитый художник. Именно Тадевосян в 1916 году организовал и возглавил Союз художников Армении. Важен он и для русской живописи: художник принимал участие в Товариществе передвижных художественных выставок и объединении «Мир искусства», дружил с Василием Поленовым и Михаилом Врубелем.

Егише Тадевосян. «Гений и толпа». 1909. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
Егише Тадевосян. «Гений и толпа». 1909. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
Егише Тадевосян. «Лодки. Трапезунд» (1906)
Егише Тадевосян. «Лодки. Трапезунд» (1906)

Ваграм Гайфеджян

Его влияние на армянское изобразительное искусство, по-гайфеджяновски разветвленное и всепроникающее и в то же время трудно постигаемое, огромно. Он занимал особое, отмеченное печатью глубокого своеобразия место в ряду самых выдающихся мастеров армянской живописи.

"Тихий гений", как его называл Генрих Игитян, художник небывалого артистического склада, яркая индивидуальность, Гайфеджян определял ритм и внутренний строй армянского изобразительного искусства, знаменуя пример высокой мысли и великой совестливости. Природный талант, трудолюбие, высокая профессиональная честь роднили его с самыми яркими представителями творцов первой половины XX столетия.

Ваграм Гайфеджян. «После бала». 1912
Ваграм Гайфеджян. «После бала». 1912

Армянский импрессионизм как самобытное явление сформировался на рубеже XIX—XX веков под влиянием родоначальников направления — французских художников, переняв их буйство красок, технические приемы и выбор тем, прославляющих радость жизни.