Фигурное катание, несомненно, один из самых интересных и популярных видов спорта в нашей необъятной стране. Он не только очень красив, но и крайне сложен по многим показателям.
Скольжение и шаги являются основой фигурного катния, ведь без них этот вид спорта был бы просто пермещением на льду без присущей красоты и грации. Они являются обязательным условием для любого спортсмена с самого раннего детства, им обучают с первых шагов на льду и в течение всей карьеры.
Представляем Вашему вниманию коллекцию терминов, которые используются в фигурном катании.
Базовые элементы скольжения
Опорная нога - та нога, на которой скользит спортсмен
Толчковая нога - свободная нога, при помощи которой фигурист создает движение, оттолкивается ото льда
- Скольжение на одной ноге - это самое важное в этом виде спорта, основа основ, потому что, именно благодаря умению правильно скользить на одной ноге, и возможно дальнейшее изучение элементов. Необходимо уметь находить баланс тела, находясь на одной ноге, а также правильно переносить центр тяжести на другую.
- Толчок - отталкивание толчковой ногой ото льда при согнутой опорной
- Ёлочка (основной шаг) - элемент фигурного катания, которому обучают в первые месяцы. Это попеременное отталкивание ногой по диагонали назад. Проще говоря - толчок правой и левой ногой поочередно. Выполняется по прямой. Этот элемент называется именно так, потому что в процессе исполнения на льду остается рисунок, напоминающий ёлочку.
- Саночки - это упражнение является одним из самых любимых среди юных фигуристов. Оно не сложное, но требует концентрации внимания и баланса. Необходимо встать на две вытянутые ноги и одновременно согнуть колени и выпрямить руки вперед. Чаще всего его выполняют на ход вперед, но возможно сделать его и назад.
- Пистолетик - является усложненной вариацией саночек. Техника выполнения та же, но необходимо вытянуть одну ногу вперед, сохраняя при этом баланс. Важный момент - обязательно необходимо, чтобы давление на лезвие происходило на его переднюю часть, а не на пятку. Является подготовительным упражнением для вращений.
- Цапелька - упражнение на баланс. Необходимо встать на две ноги, а затем поднять одну ногу таким образом, чтобы конек этой ноги был прижат к колену опорной. Положение рук может быть различным: две руки наверх или вытянутые в стороны. Название идет от схожести с цаплей.
- Торможение - один из обязательных аспектов фигурного катания, так как без его изучения невозможна рпавильная остановка после элементов или скольжения. По сути это способ, благодаря которому спортсмен останавливается в определенный момент времени. Оно имеет несколько вариаций:
Вперед пяткой. Самый легкий, но и самый не любимый среди фигуристов, так как он выглядит некрасиво и коряво, поэтому пользуются им исключительно дети первого года обучения.
Вперед с вытянутой ногой назад. Достигается путем отставления одной ноги назад с поворотов ботинка на 90 градусов и давлением в лед этой ногой.
Плуг. Это вытягивание одной из ног в сторону с давлением в лед под углом 45 градусов. Напоминает форму плуга. Также возможно выполнение такого торможения двумя ногами одновременно.
Т-торможение. Также вытягивание одной из ног с давлением в лед, но уже перед собой под углом 90 градусов. По форме напоминает букву Т, так как передняя свободная нога образует перпендикуляр опорной.
- Выпад вперед - сгибание опорной ноги с вытягиванием свободной ноги назад.
- Дуга - часть круга. Это один из главных элементов скольжения. Непрерывное движение на одной ноге по одной траектории круга. Именно с освоения дуг начинается изучение наиболее сложных элементов, таких как кросс-ролл, чоктау, моухок и других. Дуги выполняются вперед-внутрь, вперед-наружу, назад-внутрь, назад-наружу.
- Фонарик - базовый элемент скольжения, который изучают дети. Выполняется путем разведение в стороны двух ног одновременно с последующим сведением обратно. Возможно выполнение как вперед, так и назад.
- Перебежка - простейшая разновидность шагов. Ее выполняют ходом вперед и назад. Овладение перебежками создает основу для совершенствования шаговых движений, рождает у исполнителя чувство легкости, непринужденности и естественности скольжения.
Перебежка вперед - перенос одной ноги скрестно над другой с последующим переходом на вторую ногу. Движение начинается вперед-наружу, свободная рука и плечо подаются вперед, а рука, одноименная опорной ноге, оттягивается назад, а завершается движение на другой ноге вперед-внутрь после переноса свободной ноги, которая становится опорной.
Каждое движение выполняют на 4 счета в следующей последовательности: скольжение на двух ногах, толчок правой ногой, толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, и т. д. Затем переходят к выполнению собственно перебежки, т. е. чередуют толчки левой и правой ногой без промежуточного скольжения на двух ногах.
Перебежка назад - принцип выполнения тот же. Здесь необходима сильно согнутая опорная нога, полное выпрямление толчковой ноги в конце толчка, отсутствие вертикальных перемещений тела и непринужденное положение головы, плеч и рук.
Выполнять перебежки назад проще, чем вперед. Наиболее распространенная ошибка — скобление льда зубцами конька из-за чрезмерного наклона тела вперед. Для ее устранения добиваются более вертикального положения туловища, контролируя правильность перебежки на слух: касание льда зубцами конька хорошо слышно как окружающим, так и самому фигуристу.
- Перетяжка - смена направления скольжения конька.
Перетяжка вперед-наружу - выполняется из исходного положения. Здесь крайне важно положение корпуса, а точнее его скрученность в пояснице. Происходит смена направления движения с наружнего ребра на внутренее. Во время выполнения перетяжки свободную руку выносят вперед, а свободную ногу отводят назад.
Перетяжка вперед-внутрь - смена направления движения с внутреннего ребра на наружнее вперед. Здесь свободная нога все время остается впереди. Перетяжку осуществляют без заметных перемещений свободной руки или ноги.
Перетяжка назад-наружу - плечевой пояс сильно скручен относительно таза. В момент смены ребра с наружнего на внутреннее. опорное плечо и руку отводят еще больше назад, голову еще больше поворачивают назад, свободную ногу выносят вперед в слегка скрещенное положение. Точность принятия положений до и после перетяжки исключительно важна для дальнейшего освоения параграфов назад, выкрюка назад-наружу, крюка вперед-внутрь и других фигур.
Перетяжка назад-внутрь - голова повернута назад. Свободная нога сзади, свободная рука впереди. В момент перетяжки с внутреннего ребра на наружнее, свободную ногу проносят вперед в слегка скрещенное положение. Свободную руку отводят назад. Таким образом, во время перетяжки происходит встречное движение плеч относительно таза. Степень скрученности тела до и после перетяжки должна быть приблизительно одинаковой.
- Обманный шаг - это один из основных шагов в фигурном катании. Он выполняется по большому кругу. Главная особенность - попеременная перестановка левой и правой ноги с боковым выпадом на правую, а затем и на левую ногу. После этого правая нога скрещивается перед левой и все выполняется с начала.