Найти в Дзене

«Вы не спрашивали, но я всё-равно рассказываю»: Драм машины.

Оглавление

Если вы изо дня в день задаётесь следующими вопросами: Как выглядела первая драм машина? Наверняка она появилась в 70х, ведь так? Интересно, как бы звучала какая-нибудь современная отечественная композиция, если бы её сочинили в 60х? Что такое G Funk? Вы пришли по адресу.

В этой статье я возьму песню группы Краснознаменная дивизия имени моей бабушки, которая мне не сделала решительно ничего плохого, и попытаюсь воссоздать отрывок этой песни, используя аутентичные временному периоду драм машины и синтезаторы. Прикольно? Прикольно! Получится круто? Не знаю, хватит задавать вопросы самому себе, это тупо!

Я выбрал именно эту композицию, потому что статья полностью проплачена и я получу нехилые деньги (нет). На самом деле, это просто хорошая песня и я призываю вас послушать весь альбом, там таких много.

Отмечу, что эта статья носит лёгкий (как безешка) и ни к чему не обязывающий (как поцелуй в щёчку) характер. Ни чьи права здесь не соблюдены.

Самая первая драм машина…

…не имела ничего общего с тем, что принято считать драм машиной. В отличие от всех остальных девайсах, о которых пойдёт речь далее, найти семплы этой я не смог, да и не уверен, что нужно было.

Rhythmicon (1930)

компактная драм машина Rhythmicon
компактная драм машина Rhythmicon

Монструозное детище советского изобретателя, инженера и музыканта, которого в некоторых источниках называют не иначе, как «советским Николой Тесла» — Льва Термена (Leon Theremin). Широкой публике он известен как, изобретатель экстравагантного музыкального инструмента — Терменвокса.

Лев Термен демонстрирует игру на Терменвоксе

Ритмикон был разработан Терменом по заказу американского композитора, музыкального теоретика и эксперементатора Генри Кауэлла, который вообще придумывал очень много нетривиальных вещей и влияние идей которого настигли в частности, Джона Кейджа, который, как известно, наше всё.

В отличие от терменвокса, применение которому часто находилось в написании музыкального сопровождения к кинокартинам или мультфильмам, непосредственное применение его «драм машины» было делом куда более сложным и куда менее перспективным. Как и многие другие футуристические концепции, Ритмикон был прекрасен во всех отношениях, кроме прикладных. Как говорят в интернете: лол.

«Игра» на Ритмиконе в 2017. Скорее бы залили на Itunes, да?

Chamberlin rhythmate (1950-е 60-е)

Вы, наверное, думаете, что я скажу: «Ну а вот в пятидесятые, наконец, появилось то, что мы называем драм машиной!» И да, и нет.

Компания Chamberlin — серьёзнейший пионер в мире музыкальных инструментов, поначалу выпускала одноимённые электро-механические пианино. Венцом их производства стал Mellotron и это ТУПО НЕЧТО!

Помните песню Strawberry fields forrever? Партия флейт во вступлении — это Меллотрон.

Меллотрон — это первый, по сути, семплер. Нажатие клавиши вызывало не удар молоточком по струне, а прикосновение аудио-плёнки с записанной на ней нотой к магнитной головке. Понимаете? Как вообще можно до такого додуматься?

Реклама раньше тоже была странная...

В зависимости от модели, инструмент мог воспроизводить как ритмические, так и мелодические инструменты. Барабанные партии, духовые, струнные, гитары — всё под вашими пальцами, а на дворе 60-е, люди ещё даже не сняли Звёздные Войны!


Mellotron Mk2
Mellotron Mk2

Но вернёмся к нашей теме. Пользуясь тем же принципом, Chamberlin создали первую драм машину — большой ящик с динамиком в 12 дюймов, который воспроизводил заранее записанные барабанные партии.

На выбор предлагалось несколько стилей как то: вальс, фокстрот, чачача, свинг итд. Счастливый пользователь мог манипулировать темпом замедляя или ускоряя вращение плёнки.

Признаюсь, я немного нарушил правила и, скачав семплы оригинального Ритмейта, прописал свою партию, но старался не уходить далеко от реальности.

Итак, первая драм машина Чамберлин Ритмейт под аккомпанемент трёх версий Меллотрона (Arturia Plugins), музыка — Краснознаменная дивизия имени моей бабушки:

Уау!

Wurlitzer Sideman (1950-е 60-е)

Кто не знает Wurlitzer? Компания прославилась своими электропианино, задавшими тон целой эпохе. Queen, Pink Floyd, Rolling Stones, Ray Charles, да много кто юзал Вурли. Но знали ли вы, что в дополнение к своей основной линейке продуктов, в конце 50-х добавилась и первая коммерчески успешная драм машина?

Как и у Chamberlin Rhythmate, пользователю предлагается набор предустановленных ритмов и манипуляция темпом. Но есть и два важных отличия:

1) Звуки механически генерируются внутри девайса, а не являются записанными на плёнку

2) Появилась возможность «играть» самому, нажимая на кнопочки. Записать игру, правда, не представляется возможным ещё двадцать лет. Но мы подождём.

Набор звуков имеет не так много общего с настоящими барабанами, но эй! Это всего лишь конец 50-х!

А вот кусочек композиции, который я записал используя семплы этой драм машины и несколько плагинов электро-пианино Wurlitzer от Arturia:

Едем дальше?

Acetone — Rhythm Ace FR-1 (ранние 1970-е)

-5

Acetone — или как принято их называть сегодня — Roland, так же вовлеклись в производство драм машин. Кажется это тот момент во времени, когда мир понял, что драм машина — это полноценный инструмент. Современные и идентичные FR-1 драм машины появляются на записях Kraftwerk и Cluster.

С внедрением транзисторов, получилось существенно уменьшить габариты девайса, чем не преминули воспользоваться алчные типы из компании Hammond, производящие легендарные электро-органы (ударение на «а»), продавая FR-1 как дополнение к органу под своим же брендом.

Кроме габаритов, ничего революционно нового (хотя и одно это уже революционно).

Вот пример для вас, мои уважаемые читатели :*

Roland CR 78 (конец 1970-х)

Мы приближаемся к 80м — золотому веку электронных музыкальных инструментов и необоснованно пышных причёсок!

Вы только посмотрите на это чудо!
Вы только посмотрите на это чудо!

Что же нового предложили нам Roland?

Это первая программируемая драм машина. Здесь начинается уже другая история.

Вообще я вам наврал, это не совсем первая попытка Roland создать программируемую машину. Но первая коммерчески успешная попытка!

Ну, хотя, тоже не совсем. CR 78 стала набирать популярность лишь тремя годами после выпуска, но КОМУ КАКОЕ ДО ЭТОГО ДЕЛО, ГОСПОДИ.

Итак, теперь мы можем сами собирать и хранить ритм! И не один, а четыре. И даже можно выключить и включить и они останутся.

С этого момента драм машина вышла из категории «аксессуар для электро-пианино» и стала самостоятельным музыкальным инструментом.

Слышите CR-78? ;)

Жить стало легче, жить стало веселей. Особенно если учесть, что на дворе конец 70-х, начало 80-х (a.k.a. рассвет синтезаторо-строения).

Вот вам версия всё той же песни с участием MiniMoog и Solina String Ensemle, современных этой драм машине:

Roland TR 808 (1980 — е)

-7

Кажется, что ничего принципиально нового по сравнению с CR 78. Не считая некоторых решений интерфейса, так и есть. Но именно эта драм машина плотнейшим образом навсегда вошла в музыкальную индустрию. Звучание семплов 808 знает любой уважающий себя хип-хоп продюсер. 808 для хип-хопа стал чем-то вроде сметаны для пельменей. А какая реклама?

Как и CR 78, TR 808 стала популярной лишь спустя пару-тройку лет после выхода. Иронично!

Я не то чтобы очень хорошо разбираюсь в хип-хопе. Вернее, я в нём особо не разбираюсь. Поэтому, знатоков предупреждаю: то что вы услышите может быть достаточно анахронично. Я не уверен, что G Funk был в 80-х, но надеюсь, что был. И вот как звучала бы дивизия, если бы они читали о жизни в Гарлеме:

В пору задуматься о влиянии ранее упомянутого советского инженера Льва Термена на развитие хип-хопа!

Oberheim Dmx (1980-е)

Окей, ну а как быть музыкантам, которые ХОТЯТ, чтобы драм машина звучала похоже на настоящие барабаны?

-8

Компании Linn Electronics и Oberheim Electronics первые решили эту проблему, одновременно создав драм машину, работающую с реальными семплами. Пользователю предлагаются не только все компоненты барабанной установки, но и несколько вариаций силы удара по каждому. Уау!

-9

Но и это ещё не всё. Драм машины оснащены слотом для карт с семплами!

И Linn Drum, и Oberheim DMX оказали огромный вклад в развитие нью вейва и пост панка, поэтому последний аудио-пример будет выполнен в этом стиле:

Заключение

Следующим витком развития драм машин стала технология, позволяющая пользователю семплировать и использовать звуки самому, по сути постепенно перебрасывая мостик между миром драм машин и софтовыми DAW (digital audio workstations). Но об этом когда-то в другой раз!

VK TLGRM