Вы хотите познавать биологию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам. Объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии
Недавно я опубликовала статьи, раскрывающие особенности Программы профильного курса химии и тонкости занятий с репетитором.
Загадки программы профильного курса химии для подготовки к ЕГЭ
Пять секретов онлайн-занятий репетитора по химии. Профильный курс
И без того огромный шквал звонков и поток сообщений (ВК, WhatsApp, Инстаграм) усилился еще больше. Поделиться секретами мастерства и тайнами результативной подготовки теперь уже к ЕГЭ по биологии просят все: и ученики, и мамы-папы, и даже... учителя.
Автор последнего сообщения оказалась очень приятным собеседником. Предлагаю тезисное изложение нашего с ней общения, раскрывающее суть авторской методики и системы подготовки.
Все секреты своей методики я пока не готова раскрыть. Могу рассказать только самое главное.
Две составляющие: система и анализ, остальное - обычная технология.
Система строится на строгой последовательности изучения тем. Основа - общая биология. Последовательность: эволюция - клетка - молекулярный уровень - генетика - экология. Так формируются "грани призмы", через которую рассматриваются темы "прикладной" биологии (ботаника, зоология, человек).
Грани "призмы": история (эволюция) - уровни (молекулярный, клеточный, организменный) - окружение (экология). При рассмотрении любой проблемы (вопроса, объекта) нужно строить систему анализа по этим граням.
Анализ. Ему я уделяю особое внимание. Изложение новой темы строится только через "грани призмы" (эволюция - уровни - экология). На каждом занятии анализируем все проблемные вопросы. Анализ - системны. В общей дискуссии участвуют все. Потому я работаю исключительно в команде. Индивидуальные консультации провожу по локальным вопросам. Онлайн - видеоконференция, никаких вебинаров.
Контроль. Нужно больше контроля. У меня тематический контроль на каждом занятии (40 тестовых заданий и 10 текстовых заданий). Ученики скидывают фото решения. Я проверяю текстовые задания (типа 2-й части). Ребята сами проверяют ответы на тесты по ключам (это очень важно!), потом скидывают фото уже с проверкой.
Домашнее задание - огромное, в виде тестовых и текстовых заданий: 80 тестов (аналитически сложных) + 20 заданий (типа 2-й части) + до 50 «новых» заданий из прошедшего ЕГЭ. Задания составляю сама, или стилизую и усложняю готовые, предлагаемые в разных сборниках. На задания "типа 2-й части" настаиваю, чтобы давали полный развернутый ответ, а не краткие тезисы. Еще требую фото конспектов по презентациям.
Если ребенок не справился с ДЗ, это не значит, что он должен быть лишен анализа. Даже если он халтурил или поленился, так будет продолжаться максимум 2-3 первых занятия. Ему реально станет стыдно перед остальными членами команды и пробудится интерес к проблеме. Здесь уже я подключаю свои "секретные образовательные технологии", чтобы влюбить и включить ребенка в предмет.
В следующих публикациях обязательно более подробно расскажу о секретах онлайн-занятий при подготовке к ЕГЭ по биологии.
Сегодня начинаю серию статей, раскрывающих Программу профильного курса биологии для подготовки к ЕГЭ. В качестве иллюстраций будут представлены отдельные слайды авторских презентаций.
Программа профильного курса биологии для подготовки к ЕГЭ
Общая биология
Эволюционное учение. Краткие сведения о додарвинском периоде развития биологии. К. Линней. Ж.Б. Ламарк. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Значение теории эволюции для развития естествознания. Вид. Критерии вида. Структура вида. Популяция - единица вида и эволюции. Закон Харди-Вайнберга. Понятие сорта растений и породы животных.
Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Дизруптивный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции. Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения домашних животных и сортов растений. Создание новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений. Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы. Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособляемости. Покровительственная окраска. Маскировка. Демонстрация. Мимикрия. Симбиоз.
Уровни эволюционных преобразований. Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция. Пути эволюции. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм. Филетическая эволюция. Главные направления эволюции. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов.
Доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства. Сравнительно-анатомические доказательства. Гомологичные органы. Аналогичные органы. Атавизмы. Рудименты. Эмбриологические доказательства. Закон зародышевого сходства К.М. Бэра. Биогенетический закон Мюллера-Геккеля. Биогеографические доказательства.
Возникновение жизни на Земле. Возникновение Земли. Гипотеза биохимической эволюции А.И. Опарина. Эволюция первых организмов. Деление истории Земли на эры и периоды. Геохронологическая шкала. Краткая история развития органического мира. Основные направления в эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц, млекопитающих в кайнозойскую эру. Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества, и их охрана.
Происхождение человека. Ч. Дарвин о происхождении человека от животных. Сходство и отличие человека и человекообразных обезьян. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Ф.Энгельс о роли труда. Основные стадии эволюции человека. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы. Происхождение рас. Единство рас.
Основы цитологии. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Органоиды клетки. Плазматические мембраны. Цитоплазма. Ядро. Рибосомы. Эндоплазматическая сеть. Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.
Клеточный цикл. Удвоение молекулы ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный наборы, постоянство числа и формы. Деление клетки и его значение. Подготовка клетки к делению. Митоз. Мейоз. Кроссинговер. Отличия митоза от мейоза. Половые клетки. Гаметогенез. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оогенез. Сперматогенез.
Деление клетки, мейоз и оплодотворение - основа размножения и индивидуального развития организмов. Размножение. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Половое размножение. Онтогенез. Оплодотворение у животных и растений. Развитие зародыша (эмбриогенез). Период дробления. Гаструляция. Зародышевые листки (эктодерма, энтодерма, мезодерма). Производные зародышевых листков. Зародышевые оболочки (амнион, хорион, аллантоис) Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Осмос. Буферность. Органические вещества: липиды, АТФ, биополимеры (углеводы, белки, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в клетке. Ферменты их роль в процессах жизнедеятельности.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке (катаболизм) и его сущность. Значение АТФ в энергетической обмене. Гликолиз. Брожение. Этап кислородного распада. Цикл трикарбоновых кислот. Окислительное фосфорилирование. Пластический обмен (анаболизм). Фотосинтез. Пигменты фотосинтеза. Стадии фотосинтеза. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Хемосинтез. Возможность процессов энергетического и пластического обменов.
Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. Ген. Генетический код. Реакции матричного синтеза. Репликация ДНК. Транскрипция. Сплайсинг. Процессинг. Трансляция. Регуляция активности генов.
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Основные закономерности репродукции вирусов. Вирусные заболевания человека. Бактериофаги.
Основы генетики. Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы. Предмет, задачи, методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота: Единообразие первого поколения. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщеплений. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Генотип как целостная, исторически сложившаяся система. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Хромосомная теория наследственности. Значение для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Взаимодействие генов.
Изменчивость, ее формы. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Мутации, их причины. Мутационная изменчивость. Генные мутации. Хромосомные мутации. Геномные аномалии. Механизмы мутаций. Экспериментальное получение мутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов). Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия. Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга.
Основы селекции. Задачи селекции. Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Формы и методы отбора. Аналитическая и синтетическая селекция. Н И. Вавилов о происхождении культурных растений. Значение исходного материала для селекции. Роль естественного отбора в селекции. Селекция растений. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Культурные растения. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Мутагенез. Достижения селекции растений в стране. Селекция животных. Домашние животные. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных, хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация у домашних животных. Инбридинг. Аутбридинг. Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Биотехнология. Микробиологическая технология. Культура тканей. Клеточная инженерия. Генная инженерия.
Основы экологии. Предмет и задачи экологии, математическое моделирование в экологии. Среда обитания. Экологические факторы. Абиотические факторы. Свет. Фотопериодизм. Фитохром. Температура. Вода. Почва. Биотические факторы. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Комменсализм. Симбиоз. Деятельность человека как экологический фактор. Антропогенные факторы. Действие экологического фактора. Область толерантности. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы. Закон Либиха.
Экология популяций. Кривые выживания и роста. Факторы, вызывающие изменения численности популяций, способы ее регулирования. Вид, его экологическая характеристика. Экологическая ниша. Рациональное использование видов. сохранение их разнообразия. Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Ярусность. Синузии. Трофические уровни. Цепи питания. Консорции. Правило экологической пирамиды. Типы пирамид. Смена биоценозов. Сукцессии. Климакс. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрение новых технологий выращивания растений. Охрана биогеоценозов.
Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, мирового океана, почвы. Типы вещества биосферы. Живое вещество биосферы, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И. Вернадский о возникновении биосферы. Ноосфера. Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье человека.
Проблема окружающей среды: защита от загрязнения, сохранение эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биогеоценозов, ландшафтов. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почвы. Пестициды. Ксенобиотики. Загрязнение водоемов. Радиоактивные загрязнения. Мониторинг.
Саморегуляция. Уровни саморегуляции. Принципы саморегуляции. Обратная связь.
Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!
ВНИМАНИЕ!!!
Репетитор Богунова В.Г. с 1 сентября 2020 г. начинает онлайн-курс подготовки к ЕГЭ 2021 по химии и биологии!
Расписание занятий:
1. Пятница, 17-00 – 20-00 Мск
Профильный курс биологии (Зоология, Ботаника), 1-е полугодие.
Погружение в ЕГЭ по биологии 2021 (имитация ЕГЭ с анализом и тренингом), 2-е полугодие.
2. Суббота 10-00 – 13-00 Мск
Профильный курс биологии (Общая биология) + Курс Алгоритмики задач по генетике и молекулярной биологии (уровень «Мастер»), 1-е полугодие.
Профильный курс биологии (Человек), 2-е полугодие.
3. Суббота, 14-00 – 17-00 Мск
Профильный курс химии (Химия элементов) + Курс Алгоритмики задач по химии (уровень «Мастер»), 1-е полугодие.
Погружение в ЕГЭ по химии 2021 (имитация ЕГЭ с анализом и тренингом), 2-е полугодие.
4. Воскресенье, 10-00 – 13-00 Мск
Профильный курс химии (Общая химия) + Курс Алгоритмики задач по химии (уровень «Стартап, продолжение»), 1-е полугодие.
Профильный курс химии (Органическая химия) + Курс Алгоритмики задач по химии (уровень «Стартап, продолжение»), 2-е полугодие.
Для каждого ученика составляется индивидуальное расписание занятий (с учетом его предварительной подготовки, уровня знаний и мастерства)
О занятиях с репетитором Богуновой В.Г. вы можете познакомиться в публикациях на Яндекс Дзен:
«Загадки программы профильного курса химии для подготовки к ЕГЭ»
«Пять секретов онлайн-занятий репетитора по химии. Профильный курс»
«Загадки программы профильного курса биологии для подготовки к ЕГЭ. 1. Общая биология»
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова